Возрастные кризисы в психологии развития — это особые и относительно непродолжительные по времени этапы, когда возрастное развитие переходит к качественно новому этапу. Кризис характеризуется резкими психологическими изменениями.
Особенности возрастных кризисов
Возрастные кризисы, прежде всего, связаны с разрушением привычной социальной ситуации развития. В этом процессе возникает другая ситуация, в большей степени соответствующая новой ступени психологического развития человека.
Возрастные кризисы являются особыми периодами, изучением которых занимается психология развития. По времени они не продолжительны (до года). Этот онтогенез характеризуется резкими психическими изменениями. Кризис в психологии развития включен в состав нормативных процессов, которые требуются для нормального поступательного хода личностного развития.
Для кризиса возрастного развития присуща форма и длительность. Эти критерии, включая остроту протекания, напрямую зависят от личностных особенностей человека, социальных условий его жизни.
В психологии развития не предусмотрено единого мнения по поводу кризиса, как и по поводу места и значения в психическом развитии человека. Многие психологи полагают, что развитие должно характеризоваться гармоничностью, бескризисностью. Кризисы, по их мнению, – ненормальное, «болезненное» явление, являющееся результатом неправильного воспитания.
Другая часть исследователей утверждает, что существование кризиса в развитии — это закономерный процесс. Более того, по некоторым представлениям в психологии развития дети, не пережившие по-настоящему кризисы, не будут полноценно развиваться в дальнейшем. Эту тему рассматривали Божович, Поливанова, Гейл Шихи.
Взгляды ученых на кризисы развития
Л. С. Выготский рассматривал динамику перехода от одного возраста к другому. На соответствующих стадиях изменения в детской психике происходят медленно и постепенно, а могут осуществляться резко и быстро. Принято выделять стабильные и кризисные этапы развития, при этом их чередование представляет собой закон детского развития.
Для эффективного и стабильного периода должно быть характерно плавное течение хода развития, для которого не должно быть предусмотрено резких сдвигов или перемен в детской личности. По продолжительности кризис может быть долгим. Так, часто происходят незначительные и минимальные изменения, которые накапливаются и в конце стадии способны давать качественный скачок в развитии. Таким образом, формируются возрастные новообразования, которые устойчиво фиксируются в личностной структуре.
Кризисы продолжаются недолго. Как правило, процесс длится несколько месяцев, но при неблагоприятном стечении обстоятельств он может растягиваться до года или даже двух лет. При значительных сдвигах в развитии дети резко меняются во многих своих чертах. Такой тип развития способен принимать в это время катастрофический характер.
Начало и завершение кризиса происходит незаметно, а его рамка размыты и не обладают отчетливостью. Обострение может начаться в середине стадии, а для окружающих людей оно связано с изменениями в поведении и появлением «трудновоспитуемости». Дети могут выходить из-под контроля взрослых людей, показывая аффективные вспышки, конфликты и капризы.
Д. Б. Эльконин продолжил развивать представления Л. С. Выготского о детском развитии и кризисах. К каждому этапу собственного развития ребенок подходит с расхождением в том, что он усваивает из системы отношений «человек–человек», и того, что он усваивает из системы отношений «человек–предмет».
Те моменты, в которые данное расхождение начинает принимать максимальный размер, называются кризисами. По мнению ученого, после них начинается развитие той стороны, которая отстала в прошлый период. Таким образом, каждая сторона подготавливает развитие следующей.
Понимание детских кризисов в психологии развития
Самым первым кризисом, который рассматривает психология развития, является кризис новорожденности. Он связан с резкими изменениями условий жизни. Дети в этот период из комфортных привычных условий попадают в тяжелые условия, связанные с новым питанием и потребностью в дыхании. В это время происходит адаптация к новым условиям.
Для кризиса одного года характерен рост возможностей ребенка. В это время появляются новые потребности, происходит всплеск самостоятельности, формируются аффективные реакции. Аффективные вспышки в качестве реакции на непонимание со стороны взрослых становятся основным приобретением этого переходного кризиса.
Кризис трех лет представляет собой границу между ранним и дошкольным возрастом. Это один из самых сложных моментов в жизни ребенка, когда разрушается и пересматривается старая система социальных отношений. Дети, отделяясь от взрослых людей, пытаются установить новые и более глубокие отношения. Формирование категории «Я сам» (по Выготскому) становится новообразованием. Оно характеризуется тем, что дети пытаются создать новые формы отношений с окружающими людьми (так называемый кризис социальных отношений).
В процессе кризиса семи лет происходит открытие роли новой социальной позиции. Школьная позиция относится к выполнению высоко ценимой взрослыми учебной работы. Развитие соответствующей внутренней позиции в корне изменяет его самосознание.
Смена в элементах самосознания ведет к процессу переоценки ценностей. Для этой стадии присущи глубинные изменения в плане переживаний, названные устойчивыми аффективными комплексами.
Популярным кризисов в психологии развития считается пубертатный (подростковый) кризис. Его границы с 11 до 15 лет. Он относится к перестройке организма ребенка, в котором начинается половое созревание. Активизация и сложнейшее взаимодействие гормонов роста и половых гормонов начинает вызывать интенсивное физическое и физиологическое развитие. У детей формируются вторичные половые признаки.