Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Возрастные психологические кризисы

Все предметы / Психология / Возрастные психологические кризисы
Содержание статьи
Определение 1

Возрастные психологические кризисы — это нормативные переходные этапы возрастного развития, которые занимают место между стабильными (литическими) периодами.

В психологии понятие кризиса ввел в оборот Л. С. Выготский, определяя его как целостное изменение личности, которое регулярно происходит при смене стабильных периодов.

Суть возрастного кризиса

Возрастной кризис – это кризис, который связан с возникновением основных психологических новообразований. Он представляет собой переходный этап между возрастами индивида, который характеризуется сменой ведущей деятельности и социальной ситуации развития.

Кризисные периоды являются неотъемлемой частью взросления. Каждый индивид в своей жизни проходит несколько таких стадий. Дословно кризис можно перевести, как «разделение дорог». В китайском языке его обозначают двумя иероглифами, один из которых расшифровывается как «опасность», а второй, как «возможность». Многие ученые считают, что это самая лаконичная и точная трактовка данного понятия. Именно в кризис, особенно в возрастные кризисы, происходит активное личностное развитие. Также в ходе кризиса при неудачном исходе периода может происходить слом личности.

Категория «возрастной кризис» была введена в обиход отечественным психологом Л. С. Выготским. Для каждого возраста присущи определенные нормы, на которые психология ориентируется. С помощью этих норм отслеживается нормальность развития личности. Данные нормы интеллектуального, эмоционального, психофизического и личностного развития названы также задачами возрастного развития. Период кризиса и является стадией исполнения данных задач. Этот процесс предполагает интенсивные психофизиологические изменения.

Каждый индивид должен пройти через возрастные кризисы, при этом форма выражения, интенсивность и длительность этого периода будет разной в соответствии с социально-экономическим положением человека, условиями развития, индивидуально-личностными особенностями.

Существуют две точки зрения на нормативность (ненормативность) возрастных кризисов. Часть ученых, включая Фрейда, Выготского и Эриксона, считали данные переходы неотъемлемым элементом человеческого развития. Другими исследователями, в том числе Рубинштейном, кризисы рассматривались в качестве варианта индивидуальных девиаций.

Готовые работы на аналогичную тему

Типы возрастных кризисов

В психологии рассматривается несколько возрастных кризисов:

  1. Кризис новорожденного (от рождения до одного месяца);
  2. Кризис одного года;
  3. Кризис 3 лет;
  4. Кризис 7 лет;
  5. Подростковый кризис (11-12 лет);
  6. Кризис юношества (от 17 до 18 лет);
  7. Кризис молодости (от 20 до 30 лет);
  8. Кризис зрелости (от 33 до 35 лет);
  9. Кризис среднего возраста (от 45 до 55 лет);
  10. Кризис поздней зрелости (от 55 до 65 лет);
  11. Кризис старости.

К большим кризисам принято относить кризис новорожденности, кризис трехлетнего ребенка и подростковый кризис. В их процессе происходит перестройка отношений человека и общества. Остальные кризисы можно отнести к малым кризисам, поскольку они менее заметны внешне и отражают рост самостоятельности и умений. Отмечено, что в ходе любого кризиса практически все дети начинают проявлять негативизм, непослушание, упрямство.

К взрослой жизни относится четыре основных кризиса. Для кризиса молодости присуще становление и самоутверждение личности в основных жизненных областях и отношениях (в работе, семье, любви и дружбе).

На стадии кризиса зрелости человек может начать анализировать собственные успехи, приводя их в соответствие с планами и достижениями. Следующие 10 лет он закрепляет успехи или меняет результат.

Кризис среднего возраста связан с осознанием упадка сил, красоты, здоровья. В это время увеличивается дистанция с выросшими детьми, что многие пожилые люди переносят весьма болезненно. Часто человека охватывает депрессия, усталость от рутины, печаль от мысли, что ничего не будет уже лучше. Для поздней зрелости характерна стабилизация предыдущего состояния, постепенный отход от социально-трудовой деятельности.

На стадии ранней старости субъект начинает осмысливать свою жизнь, либо признавая ее уникальной и неповторимой, либо понимая, что она прошла зря. На стадии старости люди, как правило, переосмысливают собственное профессиональное «Я», смиряясь с неизбежным ухудшением здоровья и старением организма. Этот период активного принятия присущ для естественного окончания жизни.

Детские кризисы (первые шесть из перечисленных) исследованы гораздо лучше, чем кризисы взрослости, среднего возраста и старости. Последние из них часто рассматривают в составе характера индивидуального течения, хотя они аналогично во многом связаны с возрастными изменениями.

Фазы кризиса

Л. С. Выготский определил три фазы кризиса:

  • Предкритическая,
  • Критическая,
  • Посткритическая.

Для предкритической фазы характерно проявление и осознание самим человеком противоречием между имеющимися внешними условиями и его отношением к ним. Люди на этой стадии начинают видеть образ более притягательного будущего, но не способны определить реальные пути воплощения сценария.

На критическом этапе для человека присуще максимальное напряжение в противоречии. Здесь оно достигает пикового состояния. Сначала индивид попытается повторять самые общие представления об увиденном идеале. Так, подростки с легкостью могут перенимать привычки взрослых (например, начинают курить или ругаться матом). Они считают, что это поведение сделает их взрослыми, частью мира, желанного, нового и открывшегося в перспективе.

Позже происходит осознание внешних и внутренних преград, которые стоят на пути к другим компонентам нового мира. Если от внешнего избавиться более или менее легко, то осознание нехватки внутреннего ресурса способно толкнуть на освоение новых действий (в примере с подростком это может быть выбор профессии, подработка). В завершение субъект будет сравнивать, в какой степени он смог приблизиться к увиденному идеалу.

В посткритическую фазу происходит разрешение противоречия, выстраивание новых гармоничных отношений с миром. Если результат прошлой рефлексии его устраивает, то человек окончательно переводит воображаемое в реальное.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис