Зрительное восприятие представляет собой сложный, синтезный процесс, в котором задействованы как перцептивные системы организма, так и психические процессы, одним из значимых результатов реализации которых выступает формирование зрительных образов.
Информационная емкость зрительных образов
В информационном отношении зрительные образы представляют собой емкую форму, концепт репрезентации окружающей действительности, в котором отражается информация о пространственно-временных, фигуративных, цветовых, динамических характеристиках.
В процессе моделирования зрительных образов личности удается выявлять все возможные отношения реальной и представляемой ситуации, при этом многомерность кодов (многочисленные цветовые решения, фигуральные конструкции) не вызывает увеличения времени восприятия.
Зрительные образы характеризуются высокой ассоциативной силой, благодаря чему надолго остаются в памяти человека.
В зрительном восприятии, формировании зрительных образов выделяют два типа структур:
- структуру проксимальной стимуляции, которая соотносится с анатомическими координатами сетчатки;
- пространственную структуру, связанную с локализацией трехмерного пространства окружающего мира.
Обе указанные структуры характеризуются рядом картинных свойств, формирующих чувственную ткань образа, которая в сознании реципиента сливается с предметным содержание воспринимаемой окружающей действительности.
Пространственно-временная составляющая зрительного образа
Пространственная структура зрительного образа формируется в результате предметных действий субъекта, причем, процесс формирования образа сопровождается его наполнением предметным содержанием, свойствами, моделирование образной формы, совместно с которой он локализуется во внешнем пространстве.
В процессе формирования зрительного образа он находится в состоянии постоянных изменений, трансформаций, движения, что формирует свойство открытости, незавершенности феномена.
Помимо пространственных категорий в зрительных образах отражаются также временные характеристики. В «остановленных мгновениях», мысленных картинках одновременно присутствуют элементы прошлого, настоящего и будущего. Данные характеристики визуальных образов позволяют, с одной стороны, воспринимать окружающий мир стабильным, с другой, - учитывать происходящие в нем текущие, прошлые и возможные предстоящие трансформации. Указанное свойство позволяет посредством зрительных образов отражать действительность во всем многообразии ее проявлений, разнообразии как видимых, так и скрытых взаимосвязей между объективными и субъективными феноменами.
Особенности восприятия зрительных образов
Зрительные образы характеризуются многокатегориальностью, многомерностью, полимодальностью. В процессе восприятия образа человек перемещается в мир символических концептов, значений, осуществляет субъективную интерпретацию построенного им образа мира, симулякра действительности.
При восприятии зрительных образов личность, прежде всего, осознает предметное содержание образа, соответствующее смысловой стороне познавательной задачи, которая была выдвинута индивидуумом. Другими словами, интерес, внимание личности направлено исключительно на объект познания, образ которого формируется, фоновые характеристики практически не воспринимаются; восприятие образа, его оценивание во многом обусловлено субъективными предпочтениями личности, что формирует высокую субъектность зрительных образов.
Таким образом, восприятие зрительных образов представляет собой сложный процесс, в результате которого у личности формируется своеобразный симулякр окружающей действительности, особая реальность с переосмысленными пространственно-временными категориями, субъектным предметным содержанием.