Визуальная информация имеет огромное значение для академической, профессиональной и иных видов деятельности. Благодаря зрительному восприятию человек получает до 90% информации об окружающей социально-природной среде.
Цвет – один из наиболее загадочных феноменов в жизни человека. Даже при отсутствии восприятия цветового оформления, даже с закрытыми глазами человек продолжает видеть цвета. Цвет является источником для многих парадоксов мышления. Способность к цветоразличению у человека неотделима от всего жизненного цикла.
Цветоразличение и цветовосприятие как психологические процессы
Знакомство с цветом осуществляется с первых дней жизни ребенка, помогает ему многограннее воспринимать предметы, явления окружающего мира, способствует личностному развитию личности
Под цветовосприятием в современной научной литературе понимается отражение такого качества объектов, феноменов, как цвет, при помощи зрительного анализа.
Цветоразличение представляет собой характеристику личности, позволяющую осуществлять различение, дифференциацию цветов, оттенков спектра.
Сформированность указанных личностных характеристик обеспечивает ребенка возможностями адекватного развития.
Особенности возрастного формирования навыков цветовосприятия, цветоразличения
Цвет – признак объекта, который достаточно рано привлекает внимание ребенка, однако, цветовой мир не сразу открывается ребенку. Осознанное целенаправленное восприятие цветов не является врожденным качеством. Различать цвета дети начинают относительно рано, в 1 – 2 месяца, однако, осознавать, какой именно цвет они увидели, начинают лишь в 1, 5 года.
Сначала для детского восприятия доступными являются только теплые тона: желтый, оранжевый, красный. В процессе развития психических реакций к указанным добавляются фиолетовый, синий, голубой, зеленый.
Следует отметить, что основная сложность заключается не столько в различении цветов, сколько в их номинации. В возрасте 2 – 3 – х лети ребенок часто путает названия синего и голубого цветов. Лишь к шестилетнему возрасту ребенку становятся доступны слова-определения сложных цветов: светло-жёлтый, зеленоватый и пр.
Формирование навыков цветовосприятия, цветоразличения
Работа над формированием навыков цветовосприятия, цветоразличения у дошкольников должна осуществляться систематично, поэтапно, соответствовать возрастным и индивидуальным потребностям ребенка. При организации работы над формированием указанных навыков следует избегать применения хаотичных, световых эффектов, избыточной информации.
Следует учитывать, что в раннем возрасте цвет, как правило, ассоциируется с предметным образом: желтый – солнышко; зеленый – елочка; синий – море и пр.
Соответственно, в процессе развития навыков различения цветов целесообразно использовать естественные формы.
В процессе формирования умений цветоразличения рекомендуется использовать упражнения, направленных на различение двух смежных цветов путем приложения, что позволяет увидеть их сходство, отличия. Приложение, наложение цветов может сопровождаться комментированием сначала взрослого, а затем – ребенка. Подобные упражнения способствуют не только формированию навыков узнавания, различения цветов, но и формированию лексического запаса дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте целесообразным представляется развитие эстетического вкуса на основании усвоения цветовых эталонов. На данном этапе эффективным инструментом развития навыков цветоразличения, личностного развития может стать включение образных эпитетов для характеристики того или иного тона: яркий, нарядный, красочный и т. д.
Таким образом, процесс формирования навыков цветоразличения выступает одной из актуальных психолого-педагогических проблем, требует от родителей, педагогов использования разнообразных дидактических приемов.