Основные процессы воображения
Воображение как психический процесс способствует возникновению у человека новых образов и предметов на основе уже имеющегося у него жизненного опыта и ситуаций, которые были им пережиты ранее. Таким образом можно сказать, что основной механизм воображения основывается на тех образах, которые уже имеются у человека, но они возникают в новых связях и сочетаниях.
Процесс синтеза образов в работе воображения может быть осуществлен в различных формах и процессах. Наиболее часто употребляемыми из них являются:
- Процесс агглютинации, основной функцией которого является создание новых образов с помощью сочетания имеющихся элементов, которые взяты из различных представлений человека. Примером может выступать образ русалки, воспроизводимый авторами в сказках – голова и туловище у русалки женские, а вместо ног хвост рыбы. Данный процесс воображения не имеет широкого распространения в связи с тем, что образы, возникающие в его результате довольно трудно воплотить в предметные образы и вещи.
- Еще одним процессом воображения является гиперболизация, представляющая собой намеренное увеличение предмета, который в реальной жизни абсолютно нормального размера. Ярким примером может выступать также литературный герой Гулливер, который был значительно больше размеров реального человека. Здесь же необходимо отметить противоположный ему процесс – литота, который в отличие от гиперболизации, представляет собой намеренное уменьшение объекта или предмета.
- В отличие от вышеописанных процессов, процесс подчеркивания использует н целостный образ, а лишь его часть или определённое свойство. С помощью подобного приема создаются карикатуры и шаржи.
- Схематизация - создание образа воображения, при котором разногласия уменьшаются, а черты сходства становятся более выраженными и выходят на первый план. Примером может быть орнамент, элементы которого художник берет из растительного мира.
- Одним из наиболее сложных процессов воображения является с, сущность которой заключается в выделении существенных признаков в однородных фактах и перевоплощение их в конкретные образы. Данный процесс воображения широко используется в литературе.
- Комбинирование, процесс воображения, который заключается в сочетании данных элементов в новые и необычные комбинации. Данная техника является самой простой в воображении и не требует высокого уровня развития воображения у человека.
- Еще одним важным процессом воображения является символизация, которая заключается в использовании символов в процессе создания новых образов и предметов.
- Осознание и понимание языка символов помогает человеку сознательно получать послания от собственного бессознательного и интерпретировать их. Символы отличаются от знаков тем, что они являются не условно выбранными для обозначения той или иной информации, а глубинно, по существу единственным из тем, что он обозначает.
- С помощью различных способов и техник воображения человек имеет возможность создавать сложное динамическое единство сознательного восприятия окружающего мира и бессознательного осознания их глубинами сознаний и подсознания.
Таким образом можно сделать вывод о том, что процесс воображения является свободным, творческим, своеобразным отражением окружающей действительности.
Связь воображения и творчества
Особенность процессов воображения заключается в том, что они не просто создают возможность к воспроизведению отдельных впечатлений человека в тех же формах и сочетаниях, в которых они были восприняты, а создают совершенно новые сочетания и формы. Именно в этой особенности и находит свое проявление глубокая внутренняя связь воображения и творчества, которое также имеет направленность на создание чего – то нового, уникального и неповторимого. Продуктом творчества могут выступать материальные ценности, научные идеи или художественные образы.
В мире существует огромное количество различных видов творчества: научное, техническое, литературное, художественное и т.д. Следует отметить тот факт, что ни одно из них невозможно без участия процессов воображения.
В процессе осуществления своей основной функции, которая заключается в предвосхищении того, что пока не существует в реальности, воображение способствует возникновению интуиции, догадок, озарения, как центрального звена творческого процесса.
Ученым и исследователям воображение помогает посмотреть на изучаемое явление под другим углом зрения, в новом свете. В истории науки присутствует множество примеров возникновения образов воображения, которые были в последствии реализованы в новые идеи, открытия и изобретения.
В процессе создания новых литературных произведений автор осуществляет процесс реализации в ловах образов своего эстетического воображения. Именно их яркость, широта и глубина охватываемых ими явлений окружающей действительности впоследствии и ощущаются читателями как что-то новое и неповторимое и вызывают у них чувства сотворчества.
Не следует забывать о роли творчества и воображения в педагогической деятельности и педагогическом творчестве.
Его особенность заключается в том, что результаты педагогической работы находят свое проявление не сразу, а с течением времени. В связи с этим необходимо представление их в виде модели формируемой личности ребенка, определенного образа его поведения и мышления в будущем. Именно этими особенностями педагогического процесса и обуславливается выбор определенных методов обучения и воспитания, необходимых педагогических требований и воздействий на ребенка.
У каждого человека имеются свои способности к творчеству, и они могут сильно отличаться. Формирование их определяется большим количеством факторов, к которым относят:
- врожденные задатки;
- особенности деятельности человека;
- особенности окружающей среды и социума;
- условия обучения и воспитания, которые оказывают влияние на развитие у человека уникальных особенностей психических процессов и качеств личности, способствующих творческим достижениям.