Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой воли: Л. С. Выготский, В. И. Селиванов, Е. П. Ильин, В.А. Бец, С. Я. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, Т. Рибо и др.
Далее рассмотрим понятие воли, волевых качеств, а также особенности их развития.
Понятие воли и волевых качеств
Воля представляет собой определенную способность индивида, которая состоит в сознательной регуляции поведения и деятельности с целью выполнения поставленных задач.
Волевые качества – специфические особенности волевой регуляции, которые являются свойствами личности и проявляются в ситуациях различной трудности.
Виды волевых качеств
- Сила воли. Сила воли представляет собой общую способности индивида преодолевать различные трудности на пути к достижению собственной цели. Трудность препятствия определяет развитость силы воли. Сила воли проявляется в процессе всего волевого акта (рис. 1).
- Выдержка и самообладание. Данные волевые качества характеризуют способность сдерживать эмоции.
- Целеустремленность и настойчивость. Это активность в направленности индивида на определенный результат деятельности. Виды целеустремленности:
Рисунок 1. «Этапы волевого акта»
- Стратегическая (достижение долгосрочных целей);
- актическая (достижение краткосрочных целей).
- принятии решений,
- умении не поддаваться влиянию,
- критическом подходе в целом.
Рисунок 2. «Волевые качества»
Развитие волевых качеств
Воля, как психический процесс, формируется в ходе онтогенеза человека.
Первые спонтанные желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью.
Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый, сознательный характер. В этом возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Когда ребенок обретает сознание, он начинает активно осваивать моральные нормы.
Чем выше сформированность моральных установок, тем с большей вероятность будут побеждать именно моральные мотивы. В этой борьбе и происходит формирование силы воли, самоконтроля и других волевых качеств.
Волевые качества во многом транслируются от родителей и других окружающих ребенка людей к самому ребенку.
Обучение в школе дает возможность ребенку посмотреть на свою жизнь в перспективе. Постепенно приходит осознание того, что каждый успех или неудача сегодня может повлиять на будущее.
Формирование воли в подростковом возрасте (по Л. И. Божович) показано на рисунке 3.
Рисунок 3. «Воля в подростковом возрасте»