Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности формирования волевых качеств у детей школьных возрастов средствами работы педагога психолога

Определение 1

Воля – это одно из специфических свойств человеческой психики, которое заключается во власти над собой, в способности управлять своими действиями и в сознательном регулировании своего поведения.

Понятие воли и волевых качеств

Воля у детей школьных возрастов изучалась такими учеными, как А. Р. Лурия и Л.С. Выготский. Они считали ее овладением собственным поведением.

Воля представляет собой сознательную саморегуляцию поведения, которая проявляется в преднамеренной мобилизации поведенческой активности для достижения целей. Цели осознаются субъектом. Воля также рассматривается как необходимость и возможность, способность индивида к самобилизации и саморегуляции.

У различных исследователей есть большое количество разногласий и споров по поводу классификации, сути, содержания и количества волевых качеств. Многие из них, говоря об этой категории, употребляют словосочетание «качества воли», отождествляя волю с личностью.

Статья: Особенности формирования волевых качеств у детей школьных возрастов средствами работы педагога психолога
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Академик В. А. Иванников писал, что отнесение волевых качеств к воле, не выделяя ее сущность и отличительные признаки, малообоснованно. Подход к пониманию природы воли с помощью данных свойств оказывается для исследователей закрытым.

Иванников считал, что стремление увидеть за волевыми качествами личности отдельное образование в виде воли, пока не подкрепляется соответствующими существенными доказательствами. Напротив, можно говорить о наличии большого количества фактов, которые свидетельствуют о самостоятельности каждого волевого качества.

Определяя волю в качестве проявления волевых качеств, можно сказать, что категория «воля» вытекает из категории «волевые качества». Последние называются так по той причине, что они способны отражать существование воли.

Качества проявляются произвольно (например, по желанию или приказу человека). Такое качество, как произвольность, объединило все волевые качества в единую общность, которая представлена силой воли. Таким образом, волевые качества становятся относительно постоянными, не зависящими от данной ситуации, устойчивыми психическими образованиями личности.

«Особенности формирования волевых качеств у детей школьных возрастов средствами работы педагога психолога » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Особенности развития волевых качеств у школьников

В начале школьного обучения (младший школьный возраст) дети начинают совершать волевые действия. Это происходит чаще всего по указанию взрослых. К третьему классу школьники приобретают способность совершать волевые акты в зависимости от наличия собственных мотивов. Они уже проявляют настойчивость в учебной деятельности.

В младшей школе у учащихся можно отметить волевую активность только для того, чтобы стать хорошими исполнителями воли других. Ребенок с помощью воли стремиться к расположению взрослых, в том числе учителя. В этом возрасте нельзя не отметить высокое проявление такого волевого качества, как решительность. Оно в определенной степени может быть связано со все еще достаточно высокой импульсивностью.

Весьма противоречивой становится волевая сфера в подростковом возрасте. Приходящийся на эту стадию процесс полового созревания, значимо меняет нейродинамику. Он увеличивает подвижность нервных процессов, сдвигая баланс в сторону возбуждения и приводя к изменению волевых качеств. В этом случае растет смелость, которая в это время достигает максимального проявления. Тем не менее, отмечается снижен6ие выдержки и самообладания.

Настойчивость подростков проявляется лишь в интересной работе. Также для подростков характерны следующие особенности волевых качеств:

  • Снижение дисциплинированности,
  • Рост проявления упрямства,
  • Критическое восприятие советов взрослых;
  • Утверждение своего «Я»,
  • Требование права на собственное мнение и др.

В целом у старшеклассников механизм самостимуляции становится определяющим в рамках проявления волевой активности. Дети проявляют относительно высокую настойчивость в достижении поставленных целей. У них резко растет способность к терпению

В старших классах интенсивно развивается моральный компонент воли. Воля проявляется в этом случае под воздействием идеи, значимой для общества и сверстников. Как правило, волевая активность старшеклассников принимает характер целеустремленности.

Таким образом, в каждом школьном возрасте показывают себя различные волевые проявления. Их важно учесть педагогам при организации работы с детьми.

Влияние педагога на развитие волевых качеств

Проблема формирования волевых качеств в различные школьные возрасты сегодня очень актуальна. Кто как не педагог имеет возможность влиять на воспитание школьника. Он должен уделять этой проблеме важную роль в своей деятельности.

Сегодня особую роль приобретают проблемы формирования здоровья подрастающего поколения. Оно может быть:

  • Духовным,
  • Нравственно-волевым,
  • Физическим.

В концепции модернизации отечественной образовательной системы подчеркнули важность и роль воспитания подрастающего поколения. Его необходимо рассматривать в качестве обязательного компонента для государственных образовательных учреждений.

Постоянный контроль поведения требуется педагогу в связи с сильно развитой у школьников склонностью к подражанию. В младших классах эти действия носят неосознанный характер. Учащимися копируются чисто внешние проявления и манеры, которые не в любом случае позитивны.

Педагоги должны тесно взаимодействовать с семьей и общественностью для формирования у подростков морально-нравственных критериев и принципов проявления воли в повседневной жизни. В этом состоит суть волевого воспитания несовершеннолетних. Оно происходит с помощью процесса воспитания, обучения, саморазвития. Для школьников используется комплекс развивающих, психологических, физиологических и социальных мер.

Нравственно-волевое развитие эффективно осуществляется только в качестве целостного процесса, который соответствует нормам общечеловеческой морали. Результат его представлен развитием и становлением нравственно цельной личности, у которой есть свободная воля, умение владеть собой, внутренняя свобода.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot