Первые этапы становления ученого
Вольфганг Келер ($1887г-1967г$) родился в Ревелле(Таллин), Эстония. Отец был директором школы, а мама – домохозяйкой. Детство и юность прошли в Германии. Обучался он в известных университетах Бонна, Тюбингена, Берлина. В 22 года Келер защитил степень доктора философии в университете Берлина в области психологии и остался там до $1935$ года. Там же начинается его научная деятельность.
С $1913г-1920г$ Келер возглавлял исследовательскую группу от Прусской академии наук по изучению приматов на острове Тенерифе. Годы наблюдений превращаются в труд «Исследование интеллекта человекообразных обезьян», который вышел в свет в $1917$ году. В этой работе в опытах на животных Келер доказал роль «инсайта» - озарения, в основе организации поведения.
Для решения логических задач подопытное животное должно было найти альтернативный путь. Выполняемые ими операции назывались двухфазными, так как в начале добывался инструмент, с помощью которого решалась поставленная задача. Ученый пытался понять, как происходит поиск решения-методом подбора вариантов или спонтанное озарение. В своих работах он показа, что решение происходит по второму пути, назвав феномен «инсайта». Использования тех же предметов, но в новых условиях приводит к формированию нового гештальта, что составляет суть мышления.
При проведении экспериментов по исследованию мышления у детей, он получил схожие результаты. Например, необходимо было достать игрушку со шкафа, дети использовали стол, ящик, лестницу для решения задачи. Келер утверждал, что психическое развитие связано с переходом от схватывания общей ситуации к ее дифференциации и формированию нового, более адекватного ситуации гештальта. Эксперименты показывали, что, в основе мышления лежит инсайт, и длится мышление - мгновение. Если интеллектуальная задача решается успешно, то ситуация видится в целом, преобразуясь в гештальт, то есть форму, структуру, что изменяет характер приспособительных реакций. Его работы расширили представления о формах поведения, навыках человека и животных. Серия удачных экспериментов над приматами принесли Келлеру мировой успех, и в $1922$ году его назначают директором Института психологии при Берлинском университете.
Теория восприятия
Продолжая свои исследования на основе теории гештальта, в $1929$ году выходит новая работа «Гештальтпсихология», которая легла в основу теории восприятия – гештальтпсихологии, созданной им совместно с учеными Максом Вертгеймером, Куртом Коффкой. В этой теории Келер отмечал:
- существуют макроскопические физические состояния, стремящиеся развиваться в сторону равновесности и максимальной регулярности.
- ввел термин изоморфизм, который использовал для описания психонейрологических отношений.
- внес изменения в концепцию корковых процессов, рассматривая зрительную область как электролит. Выделял, что процессы происходят в нем по законам самораспределения, а не в соответствии с устройством нейронных сетей.
- предполагал существование физиологических процессов по образу физиохимических гештальтов, являющимися коррелятами феноменологических гештальтов. Допускал психофизический изоморфизм, считая, что мозговые процессы обладают определенными структурными особенностями, схожими со структурными качествами организованного опыта, топологическое соответствие.
- в мозге процессы повторяют изначальные отношения симметрии, но не сохраняют точные углы, размеры фигур, спроецированных на сетчатку.
- с помощью изоморфизма объяснял нейрофизиологические и психологические факты в области физических явлений.
В $1938$ году выходит «Роль ценностей в мире фактов», но ранее, в $1935$ году Келер ушел в отставку, тем самым показав протест в отношении вмешательства нацистов в управленческие и научные дела университета, и переехал в США. С $1955$ года числился сотрудником Института перспективных исследований в Принстонском университете, а в $1958$ году - профессором психологии Дартмутского колледжа. Скончался Келер в Энфилде $1967$ году.