Ориентировочный рефлекс имеет высокую избирательность, которая может появиться и в отношении его эффекторной двигательной части. Например, у человека, ожидающего вспышки света, возникают изменения электрических ответов в затылочных областях коры. При ожидании болевого раздражения происходит изменение электрических ответов в сенсомоторной области коры.
Если испытуемый знает, что в ответ на сигнал надо реагировать движением правой руки, то ожидание сигнала вызывает изменение электрических явлений в мышцах правой руки. В мышцах левой руки таких изменений не происходит. Ситуация повторится, если сигнал будет дан для противоположной руки.
Это состояние готовности к определенному движению, получило название установки на движение. Его объективные признаки носят строго избирательный характер, который был детально изучен советским психологом Д.Н. Узнадзе.
Например, при ощупывании правой рукой маленького шара, у испытуемого остается «фиксированная установка». Он готов к тому, что в эту же руку дадут шар, большой по объему. Когда в обе руки давались одинаковые шары, раздражитель вступал в конфликт с ожидаемой неравномерностью шаров, поэтому, шар в правой руке оценивался как меньший по объему. Данная установка сохранялась в течение некоторого времени и постепенно угасала, причем у разных субъектов процесс угасания мог носить различный характер – у одних постепенно, у других исчезал сразу.
Также индивидуальные различия в созданной установке существуют и в степени её избирательности, они открывают новые перспективы для исследования процессов активации у человека и анализа тех факторов, которые её регулируют.
«Ориентировочный рефлекс» и «активация» могут быть вызваны любым изменением в обстановке или ожиданием нового стимула. В результате «привыкания» они постепенно угасают, а при изменении привычного характера действующих раздражителей, снова появляются. Данные явления лежат в основе непроизвольного внимания и носят естественный характер.
Человек может изменить естественные законы протекания ориентировочного рефлекса, он может сделать состояние активации более устойчивым, что может быть достигнуто с помощью речевой инструкции. Её действие может вызвать сильное и строго избирательное влияние, создать стойкий доминирующий очаг возбуждения и изменить силовые отношения в действии раздражителя. Для сильного раздражителя характерна повышенная реакция, в то время как слабый раздражитель имеет ослабленную реакцию.
Регулирование процессов активации через речевую инструкцию является важнейшим фактом психофизиологии человека.
Это физиологическая основа высших специфически человеческих форм внимания. К наиболее важному психофизиологическому методу изучения внимания человека относится регистрация влияния речевой инструкции на протекание объективных симптомов ориентировочного рефлекса.
Роль установки в измерении объема внимания
В психологии исследование объема внимания имеет достаточно долгую историю и связано с именами таких ученых как Гамильтон, Джевонс, Бине, Такер и др. Они указывают на то, что при измерении объема внимания, расположение предметов, количество предметов, степень освещения, имеют большое значение.
В результате проведенного эксперимента с целью выяснить, какое значение имеет целостно-личностное состояние субъекта, его установка при измерении объема внимания, был установлен факт, что объем внимания взрослого человека равный 4-6 впечатлениям, не подтверждается, а это говорит о том, что результаты опыта не мыслятся вне теории установки.
В самом начале эксперимента испытуемые были «настроены» на то, чтобы в окошечко тахистоскопа разглядеть грузинские буквы, упоминавшиеся в инструкции, но не предложенные для восприятия. Данная установка направила внимание испытуемых в определенном направлении. Они не смогли воспринять реально показанные фигуры, потому что были готовы к восприятию другого содержания. Объем внимания испытуемых не охватил ни одного из предложенных объектов, а причиной этого факта стала установка. Именно она определяла направление внимания, направленная на другое содержание, поэтому в сознании не произошло отражения геометрических фигур, которые были показаны в окошечке тахистоскопа.
Таким образом, как отмечает зарубежный исследователь Манн, внимание не гарантирует обязательного последующего восприятия. Этот же вывод был сделан в результате проведенного опыта – восприятие не было реализовано на основе внимания, а если даже и последовало, то оказалось иллюзорным. Направление и содержание вниманию дает установка.
Д. Узнадзе считает, что внимание всегда сознательно, а установка является бессознательной психической реальностью, предшествующей возникновению сознательных психических процессов. Она как механизм, который приводит в действие внимание и в каждом конкретном случае определяет возникновение внимания по отношению к предметному содержанию.
Психологическая характеристика установки
Установка обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к какому-либо объекту.
Первоначально данное понятие было введено немецкими учеными в экспериментальной психологии, для обозначения фактора готовности действовать. Позднее оно было введено в социальную психологию и социологию для обозначения субъективных ориентаций индивидов на какие-либо ценности, предписывающие им социально принятые способы поведения.
Установка в общей психологии применяется при исследовании целенаправленного поведения животных, психофизиологических механизмов приспособления организма к ситуациям, избирательности и направленности психических процессов, механизмов неосознаваемой регуляции деятельности человека, формировании характера.
Установка в социальной психологии используется при изучении отношений личности к каким-либо социальным объектам. Установка имеет свои функции в деятельности:
- Она определяет характер протекания деятельности, его устойчивость, последовательность, целенаправленность. Установка выступает как механизм стабилизации деятельности и позволяет сохранить эту направленность в изменяющихся ситуациях;
- Освобождает субъект от необходимости принимать решения и в стандартных ситуациях произвольно контролировать протекание деятельности;
- Установка может выступить в качестве такого фактора, который обуславливает инертность и косность деятельности. Она также может затруднить приспособление субъекта к новой ситуации.
Место объективного фактора, который вызвал эту установку в структуре деятельности, окажет влияние на её содержание.
Исходя из того, на какой объективный фактор деятельности установка направлена, выделяют три уровня регуляции деятельности:
- Смысловой уровень. Выражает отношение, проявляющееся в деятельности, к тем объектам, которые имеют личностный смысл. Смысловые установки приобщают индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды. Оказывают помощь в сохранении статус-кво личности в напряженной ситуации;
- Целевой уровень. Они вызываются определенной целью и определяют устойчивый характер протекания действия;
- Операциональный уровень. Данная установка имеет место в ходе решения задачи с учетом условий наличной ситуации, а также вероятностного прогнозирования этих условий с учетом прошлого опыта.
По мнению Д.Н. Узнадзе, установка напрямую связана со вниманием и внутренне выражает она собой состояние внимания человека. В частности этим и объясняется, почему в условиях импульсивного поведения при отсутствии внимания, у субъекта могут возникать определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.
Установка представляет собой факт из сферы бессознательной психики и предшествует сознательным психическим процессам человека.