Сущность понятия «стресс»
Стресс - это неспецифическая, то есть общая реакция организма на воздействие факторов окружающей среды, которое нарушает состояние покоя организма.
Само возникновение термина «стресс» относят еще к началу 20 века - тогда появилась первая заметка о стрессе Г.Селье, а впоследствии появилась концепция "бей или беги" У. Кэннона. С этого времени в психологии сформировалось большое множество объясняющих моделей и концепций стресса.
В психодинамическом направлении понятие стресса стоит рядом с понятием тревоги и фрустрации. Стресс является реакций на травматическую тревогу (бессознательную и внутреннюю), которая возникает в результате сдерживания внутренних импульсов.
В социальной психологии также есть своя концепция развития стресса: он возникает в результате необходимости человека подчиняться социальным нормам и требованиям, в том числе в результате неустойчивости и размытости социальных отношений, дисбаланса распределения благ в обществе.
Наиболее распространенной является модель физиологического стресса Г. Селье, которая трактует стресс как поведенческую реакцию на социально-психологические стимулы. В рамках этой концепции, стресс может быть адаптивным (эустресс) и дезадаптивным (дистресс). Адаптивность стресса проявляется в том, что он запускает резервы организма, настраивает его на поиск решения задачи. Дезадаптивность стресса проявляется в истощении ресурсов и возможностей организма для сопротивления. Сопротивляемость зависит от длительности и интенсивности воздействия организма, а также общего уровня ресурсной наполненности организма.
Не обошла своим вниманием данную проблему и когнитивная психология, в которой наиболее популярной является модель Р. Лазаруса, которая строится на идее субъективной оценки воздействующего стимула как угрожающего и оценки собственных ресурсов для преодоления. Из этой модели следует, что стрессовым фактор определяется только через субъективную оценку его как такового, то есть нет изначально стрессогенных или нестрессогенных факторов - одно и то же событие для одного человека будет трактоваться как стрессогенное, а для другого - нет.
Развитие динамики стресса, причины формирования, виды
Основная динамика развития стресса разработана Г. Селье в рамках физиологической модели стресса:
- Стадия тревоги. На данной стадии происходит снижение общей сопротивляемости организма: нарушаются соматические и вегетативные функции (повышается потоотделение, изменяется ЧСС, нарушается работа ЖКТ). Тревога запускает механизм активации защитных механизмов: если они достаточно развиты, то тревога спадает, и организм возвращается к исходному состоянию. Если на данной стадии тревога купируется, то такое состояние называют острой стрессовой реакцией. Если нет, то процесс проходит на следующую стадию.
- Стадия сопротивляемости. На данной стадии происходит продолжительное поддержание механизмов защиты. Важно, чтобы расход адаптационных возможностей адекватно соответствовал внешним воздействиям. Иначе процесс проходит на следующую стадию.
- Стадия истощения. На данной стадии адаптационные возможности организма снижаются, сопротивляемость ухудшается. В том числе, могут проявляться нарушения функционального и морфологического уровня в организме.
Касательно причин возникновения стресса, уже было отмечено, что стрессовым событие становится только в результате субъективной оценки человека. Однако наряду с этим можно все-таки выделить и некоторые объективные причины, которые могут спровоцировать стрессовые реакции у человека:
- объективные: условия жизни (наличие или отсутствие работы, ее качество и доход, возможность закрыть базовые потребности), политические условия (военные действия, вынужденная эмиграция), экономические условия (кризис, потеря работы), чрезвычайные ситуации личного характера (серьезные заболевания как самого человека, так и его родственников или близких, тюремное заключение, смерть кого-то из близких) или природного (природные катастрофы) и социального характера (митинги, давки и т.д.)
- субъективные: расхождение ожиданий и реальности, наличие глубинных установок и убеждений у человека, которые ограничивают восприятие человека, сложности, связанные с коммуникативными возможностями (коммуникативные барьеры, трудности разрешения конфликтов, стереотипы), неправильно считываемые условные сигналы (позы, взгляд, тон голоса).
Касательно видов стресса, можно выделить следующие: эмоционально положительные (эустресс) и отрицательные (дистресс), кратковременные (острые) и долгосрочные (хронические), физиологические (в ответ на механические, химические, физические и биологические раздражители) и психоэмоциональные (информационные - в ответ на информационные перегрузы, и эмоциональный - как ответ на сильные эмоции: ревность, обида, потеря)
Влияние стресса на здоровье человека
Выше было отмечено, что стресс имеет деструктивное воздействие на здоровье человека только при условии долгого и интенсивного воздействия раздражителя, а также базовой недостаточной сопротивляемости организма или ситуативной истощенности человека: нарушение режима дня и циклов сна и бодрствования, работа в ночное время в течение длительного времени, деструктивные способы купирования стресса (уход в зависимости, снижение физической активности).
Наиболее распространенные последствия долговременного стресса - это нарушение психомоторных функций человека: дрожание рук, голоса, нарушение ритма дыхания (частые перехваты дыхания, нехватка воздуха, учащенное дыхание), нарушение речевых функций (заикание, чрезмерно ускоренная речь).
С точки зрения физиологических проявлений: нарушается режим сна, повышается утомляемость, развиваются расстройства пищевого поведения (уход в компульсивное переедание либо, наоборот, снижение потребления пищи), может развиваться медвежья болезнь, мигрени.
Помимо чисто физических характеристик, долговременный стресс влияет также и на социальное здоровье человека, его взаимоотношения с другими людьми: повышается конфликтность, появляется антисоциальность поведения, смешиваются социальные и профессиональные роли, сужается спектр социальных взаимодействий.
С точки зрения психического здоровья, нарушаются процессы мышления: исследования отмечают, что при долгосрочном стрессе повышается активность левого полушария, развивая таким образом полушарный дисбаланс. Так происходит в силу того, что мозг активно стремится логически расчленить информацию, чтобы снизить степень ее неопределенности, а значит и нарастающей тревоги. Но в таком случае, правое полушарие находится в дефиците активности. Возможно с этим связано то, что люди. находящиеся в долгое время в стресс, не способны к активному воображению, абстрактному мышлению, но очень сконцентрированы на анализе информации.