Младший школьный возраст — это возраст детей от 6 до 11 лет. Эти годы считаются периодом спокойного и равномерного физического развития ребенка.
Обучение детей младшего дошкольного возраста
Огромное значение в системе воспитания и обучения детей играет школа. В любом варианте развития личности у младших школьников могут возникать школьные проблемы, которые приводят к школьной неуспеваемости.
Неуспеваемость дошкольника — это систематическое отставание ученика в процессе усвоения содержания образования, если сравнивать с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами. При отсутствии успеха в обучении (неуспеваемости) дальнейшее полноценное обучение может стать невозможным.
Неуспевающий ученик плохо усваивает школьный материал, не способен справляться с классными и домашними заданиями, теряя интерес к занятиям. Отсутствие своевременной помощи может приводить к изменениям личности младшего школьника. У них возникает отрицательное отношение к самому процессу обучения и преподавателю. В конечном счете они ведут себя хуже, дезорганизуют одноклассников, нередко бросая школу и пополняя ряды трудных подростков.
Основой для последующего успеха в обучении или же в развитии слабой успеваемости могут быть события, происходящие в первые учебные недели. По этой причине многими исследователями большое значение придается проблемам готовности к школе, а также адаптации младшего школьника в 1 классе к новым условиям систематического обучения в коллективе.
Готовность к школе можно определить с помощью уровня развития личности в нескольких отношениях: интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном, физическом.
Основной причиной отсутствия успеха в обучении П. П. Блонский считал биологическую неполноценность школьника. Он выделил еще несколько причин, приводящих к неуспеваемости:
- Низкую работоспособность (отсутствие умения правильно организовывать собственный учебный труд);
- Отсутствие интереса к учебе и желание учиться;
- Слабое общее развитие;
- Неблагоприятную атмосферу в семье и плохие жилищные условия;
- Отсутствие учебных пособий и книг и др.
Влияние родителей на учебную деятельность младшего школьника
Серьёзная причина неуспеваемости младшего школьника представлена ошибками родителей. Они, желая быстро воспитать в ребёнке способность к саморегуляции и самоконтролю, начинают читать ему нравоучения и внушают ему чувство неполноценности. Родители дают инструкции, убивают самостоятельность, ограждают от массовых запретов. Иногда они заставляют детей соблюдать определенные правила под прессом угроз и наказаний.
Некоторые дети очень боятся сделать ошибку в домашнем задании. Это происходит тогда, когда родители педантично проводят их проверку, при этом очень драматично относясь к ошибкам. Даже если они не наказывают школьника, психологическое наказание все равно имеет место быть.
Трудности в учебе, которые приводят к школьной неуспеваемости, как правило, вызваны недостатками в подготовке ребенка к школьной жизни. Дети, которые не смогли приобрести до школы нужного опыта общения со взрослыми и сверстниками, не имеют уверенности, боятся не оправдать ожидания взрослого человека, испытывая сложности в коммуникации в школьном коллективе и страх перед учителем. Все это приводит к неврозам и боязни школы.
На отсутствие успеха в обучении оказывает влияние и общее состояние школьника. Здесь стоит обратить внимание на нарушение развития отдельных психических функций и познавательных процессов, школьных навыков, двигательных процессов. Здесь проявляются различные эмоциональные расстройства. Перечисленные факторы способствуют развитию школьной неуспеваемости, когда у ребенка кроме нарушений в овладении знаниями, проявляются поведенческие нарушения и нарушения в межличностных взаимодействиях.
Школьник, который постоянно чувствует собственную неполноценность, не уверен в правильности своего поведения и решений. В этой ситуации школьники переживают устойчивое, эмоциональное неблагополучие, постоянно ждут неуспех в школе, чувствуют плохое отношение к себе со стороны учителя и одноклассников, боятся школы и не хотят посещать её.
Особенности родительского влияния на успешность обучения детей в младшем школьном возрасте
Каждая семья придерживается своих методов воспитания. Но, не зависимо от их многообразия, выделяют типичные модели отношений, возникающих межу взрослыми и детьми в семьях. Основой анализа является видоизменение отношений в качестве фундаментальной характеристики межличностных отношений.
Влияние родителей на учебную деятельность школьника определяется через отношения в семье и их взгляды на воспитание. Можно выделить семьи, которые уважают детей и любят их. Успех здесь обусловлен тем, что родители знают, чем интересуются дети, что их беспокоит. Они уважают их мнение, переживания, стараются тактично помочь.
В отзывчивых семьях отношения между взрослыми и детьми нормальные. Тем не менее, здесь есть определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. Школьник в такой семье знает свое место, повинуется родителям. Родители решают сами, что необходимо их детям. Школьник здесь растет послушным, вежливым, дружелюбным, но недостаточно инициативным.
При воспитании во враждебных семьях детям плохо, поскольку присутствует неуважение, недоверие, слежка, телесные наказания. В такой семье нельзя говорить об успехе в учебной деятельности. Школьник здесь растет скрытным, недружелюбным, плохо относится к родителям.
В антисоциальных семьях родители придерживаются аморального образа жизни. Они конфликтуют, угрожают друг другу и детям, употребляют алкоголь, воруют и т. д. Влияние такой семьи на успех обучения крайне негативно.