Развод — это ненормативный кризис семьи. Его основное содержание представлено состоянием дисгармонии, которое связано с нарушением гомеостаза семейной системы. Этот процесс требует реорганизации семьи в качестве системы.
Особенности развода
Развод не означает прекращения функционирования семьи, когда в ней есть дети. В этом случае продолжает сохраняться ее важная функция, заключающаяся в воспитании детей (ребенка). В случае развода супруги не перестают оставаться для своих детей родителями, хотя уже сами не являются мужем и женой.
Перемены в жизни детей, связанные с разводом родителей, как правило, проходят проблематично. Детям часто приходится менять режим дня или место жительства. Им необходимо ограничить общение с некоторыми членами своей семьи.
Раньше было принято считать, что психологическое состояние и благополучие детей прямым образом зависит от полноты семьи. Психологи писали, что, если дети остаются на попечительстве у одного из родителей после развода, то это негативно влияет на их психологическое здоровье и состояние.
Неоднозначно на этот счет и общественное мнение. С одной стороны, любой человек должен иметь право на личную свободу, завершая неудавшийся брак разводом. С другой стороны, общество порицает и осуждает такие действия за непоправимый вред детям. Многие, тем не менее, не рассматривают вред как непоправимый, поскольку в ситуации развода родители могут прийти к компромиссу.
Психологи спорят и сегодня, оказывает ли влияние развод родителей на психологическое состояние детей. Это связано с тем, что разводов становится все больше, при этом проблемы с взаимоотношениями усугубляются.
Особенности переживания развода детьми разных возрастов
Все дети по-своему индивидуальны, а значит, реакция на развод родителей у каждого ребенка будет разной. Проблему развода необходимо рассматривать с точки зрения поведения детей разного возраста. Груднички, дошкольники, младшие школьники и подростки будут по-разному переживать кризис в семье.
Грудной ребенок живет в симбиозе с матерью, поэтому будет напрямую чувствовать ее эмоциональное состояние. Здесь ситуация может пойти в двух направлениях и определяется тем, идет ли у женщины концентрация на спорах с мужем в предразводный и прослеразводный период. Следует обратить внимание на то, остается ли ребенок обделенным заботой и вниманием со стороны матери. В этой ситуации мать может проявить себя противоположным образом, начиная при разводе сильно опекать своего грудного ребенка.
Для дошкольника развод родителей чаще всего становится нарушением устойчивой семейной структуры. Ему необходимо изменить привычные отношения с родителями и принять другую систему взаимоотношений. Привязанность детей к родителям в этот период способна перерасти в конфликт.
Дети 2,5–3,5 лет проявляют на развод следующие реакции:
- Плач,
- Расстройство сна,
- Повышенная пугливость,
- Снижение познавательных процессов,
- Проявление неопрятности,
- Пристрастие к игрушкам и собственным вещам.
Дети в этом возрасте с большим трудом расстаются с матерью. Негативные симптомы снимаются, когда родители восстанавливают заботу и физический уход за детьми. У самых ранимых из них через год остаются депрессивные реакции. Такие дети, как правило, показывают задержку развития.
Ребенок с 3,5 до 4,5 лет обнаруживает высокую агрессивность, обусловленную переживанием чувства утраты и тревожностью. Для него присуще проявление чувства вины за распад семьи, развитие устойчивого самообвинения. Наиболее уязвимые дети отличаются резким снижением самооценки, у некоторых из них развиваются депрессивные состояния.
Исследования показывают, что мальчики в этом возрасте переживают распад семьи более остро, чем девочки. Это связано с тем, что у них не происходит идентификации с отцом в период интенсивного усвоения стереотипов мужского ролевого поведения. У девочки идентификация в период развода изменяется в соответствии с характером переживаний матери.
Для ребенка в возрасте 5–6 лет, переживающего развод родителей, наблюдается рост агрессивности и тревоги. Он становится раздражительным и неугомонным. Дети в этой возрастной группе уже отчетливо представляют, какие изменения в их жизни вызовет развод.
Девочки в старшем дошкольном возрасте, как правило, переживают распад семьи сильнее, чем мальчики. Они тоскуют по отцу, мечтают о повторном браке матери с ним. Отмечается состояние крайнего возбуждения в присутствии отца.
Единственный ребенок в ситуации развода — это самый уязвимый субъект по отношению к своей семье. Дети, у которых в семье есть братья и сестры, некоторую долю негативного напряжения начинают вымещать на них. Это предполагает небольшую разгрузку в плане эмоционального состояния.
Максимально остро развод родителей переживают подростки. В этом случае чаще всего они остаются на попечительстве у матери, им не хватает отцовского воспитания, что сразу же отражается на их поведении.
У подростков еще нет образа мужского поведения, что в дальнейшем влияет на самооценку (она у них заниженная). Поведение ребенка выражается в стремлении стать выше за счет слабых, унизить зависимого. Этим он маскирует свою несамостоятельность. У мальчиков пропадает грань между мужским и псевдомужским поведением.
Отец, который оставил семью, часто ребенком начинает восприниматься как предатель. Ребенок из разведенной семьи оказывается объектом нравственно–психологического давления со стороны детей из полноценных семей. Это формирует чувство неуверенности, озлобленность, агрессивность.
Развитие личности ребенка осложняется в случае, когда он становится свидетелем или участником семейных конфликтов и скандалов. Таким образом, он, с одной стороны, начинает подвергаться социальной дискриминации, которая связана с отсутствием отца, а с другой, продолжает любить мать и отца, даже сохраняя привязанность к папе в случае враждебного отношения к нему матери. Ребенок боится расстроить мать, поэтому ему необходимо скрывать собственную привязанность к отцу. От такого раскола личности он может страдать еще больше, чем от развода родителей.