Познавательные процессы – это существенная часть человеческой деятельности. Собственно, люди являются самими собой только по той причине, что у них развиты психические познавательные процессы. У человека с нарушением или снижением познавательной способности, наблюдаются различные расстройства или заболевания психики.
Значение познавательных процессов для психики человека
Психика человека представляет собой сложнейшую структуру, обеспечивающую получение и обработку новой информации. Она дает возможность осуществлять руководство поведением человека, принимая верные (равно как и ошибочные) решения и создавая внутренний мир. Познавательные процессы способны связывать личность человека с реальным миром, позволяя с ним взаимодействовать. Всё содержание психики является результатом познавательной деятельности, при этом психика выступает в качестве отражения окружающего мира, включая те его элементы, с которыми взаимодействовала личность.
Для понимания важности познавательных процессов для человека, следует определить, какая часть мозга за них отвечает. Это, прежде всего, серое вещество. Оно предназначено для обеспечения высшей нервной деятельности. Структура становится отличительной частью мозга позвоночных животных. По мере эволюции доля серого вещества продолжала неуклонно расти. Так, у низших позвоночных (рыбы, земноводные) серое вещество занимало малую долю мозга, действуя в качестве своеобразной надстройки, которая способствует лучшей выживаемости.
У высших приматов, включая людей, серое вещество занимает основную часть мозга, по сравнению с которой более «древние» элементы обладают незначительным размером. Для таких высших представителей животного мира характерен высокий уровень психических познавательных процессов. Познание реальности и ее управление превращается со временем в жизненную необходимость и основной вид психической деятельности.
Расстройство правильного течения познавательных процессов способно сделать индивида в той или иной степени неполноценным и несамостоятельным. Лёгкая степень нарушения не дает возможности занимать достойное место в обществе, получить хорошую профессию и достичь оптимального уровня жизни. А более серьёзные нарушения и вовсе угрожают физическому здоровью и жизни.
Влияние эмоций на познавательную деятельность человека
Связь эмоций и познавательной деятельности представляет собой важный аспект психологии. Так, Л. С. Выготский, выявивший данную связь, писал: «Кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрывает себе дорогу к объяснению причин самого мышления».
С. Л. Рубинштейн выдвинул предположение о том, что эмоции как таковые предопределяют в первую очередь динамическую сторону познавательных функций, тонус и темп деятельности. Они включают ее «настроенность» на соответствующий уровень активации. Ученый обратил внимание на то, что действие эмоций может иметь стенический (усиливающий) или астенический (понижающий) характер.
Сознательно интеллектуальная деятельность способна затормаживать эмоциональное возбуждение, придавая направленность и избирательность работы. Если же говорить о наличии аффектов, то сверхэмоциональность проявляется, при этом происходит нарушение избирательности и направленности действий. Все это ведет к непредсказуемости человеческого поведения.
Оценка и побуждение к действию — это наиболее важная функция эмоций. С точки зрения В. К. Вилюнса это положение обосновало невозможность существования эмоций без наличия познавательных процессов.
Есть множество фактов, подтверждающих связь эмоций с познавательной деятельностью. Так, многие исследователи полагают, что познавательные процессы в любом случае сопровождаются эмоциональными переживаниями. Следующие показатели познавательных процессов влияют на переживаемые эмоции:
- Темп,
- Скорость,
- Продуктивность.
Эмоции напрямую влияют на прием, переработку и воспроизведение информации, в частности на процессы научения и восприятия. Восприятие является сложным процессом психической деятельности, благодаря которому выполняются следующие процессы: выделение фигуры из фона, оценка величины, яркости и удаленности воспринимаемых объектов, выделение деталей, из которых состоит предмет. Любой из перечисленных процессов может быть подвергнут изменению под влиянием эмоциональных факторов.
Влияние эмоционального опыта на различные познавательные процессы
Ярким примером влияния эмоций на познавательный процесс являются исследования Шафера и Мэрфи. Они указывают на воздействие эмоционального фактора на процессы восприятия. Так, испытуемым было предложено примерно в течение 1/3 секунды смотреть на изображение лица, и запомнить его. Лица были показаны неоднократно, при этом пара из них постоянно подкреплялась вознаграждением (после их демонстрации испытуемый получал 2 или 4 цента, а за экспозицию остальных он сам должен был платить столько же).
Показ каждого лица происходил 25 раз. В ходе эксперимента вознаграждения и наказания распределялись так, чтобы в конце испытуемые могли немного заработать (около 15 центов). Критический момент исследования заключался в том, что была предъявлена двойственная фигура, которая была получена путем сочетания двух профилей. Испытуемым было необходимо определить то лицо, которое они видят на этом двойственном рисунке. Оказалось, что из общего количества 67 предъявлений в 54 случаях испытуемые воспринимали лицо, сопровождаемое позитивным подкреплением. Таким образом, из фона была выделена конфигурация раздражителей, с которой человек связал положительный эмоциональный опыт.
Испытуемые в данном исследовании не знали, за что они получали — вознаграждение или наказание. Тенденция к восприятию того, что получило позитивное подкрепление, была проявлена как бы автоматически. Был сделан вывод, что выявление предмета и точная оценка его свойств связаны с эмоциональным опытом личности.