Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Влияние эмоций на познавательные процессы

Все предметы / Психология / Влияние эмоций на познавательные процессы

Влияние эмоций на познавательные процессы

Каждый человек на протяжении всей своей жизни, с раннего детства и до самой старости, проявляет различные эмоции. С описанием эмоций мы сталкиваемся и в научной, и в художественной литературе. Эта тема затронута многими учеными из различных сфер исследовательской деятельности.

Определение 1

Эмоция – это особый психический процесс, который отражает субъективное отношение к реальному или возможному событию либо объективному миру.

Биологическая роль эмоций

Эмоции играют важную биологическую роль в жизнедеятельности организма. Разделим все эмоции на:

  • «отрицательные»,
  • «положительные».

«Отрицательная» эмоция служит сигналом тревоги и отражает угрозу жизни организма. «Положительная» эмоция подает сигнал о благополучии субъекта. Как отмечали многие исследователи, у младенца с первых дней жизни проявляются «отрицательные» эмоции, тогда как «положительные» формируются гораздо позже. Из этого следует, что «отрицательные» эмоции имеют более важное биологическое значение, чем «положительные».

«Отрицательные» эмоции выполняют функцию обеспечения сохранения достигнутого уровня эволюции или развития организма, тогда как «положительные» эмоции побуждают искать новые, еще не удовлетворенные потребности, которые могут вызвать наслаждение. Такой вывод в своих работах сделал Симонов. Он отмечал, что без «положительных» эмоций не существовали бы такие формы освоения действительности, как игра, художественное творчество и восприятие произведений искусства.

Влияние эмоций на познавательные процессы психики

Влияние эмоций на умственную деятельность человека отмечали многие исследователи, однако, их мнения были неоднозначны.

Например, А. Ф. Лазурский писал, что бодрое и хорошее настроение повышает продуктивность умственной деятельности, однако, порой наблюдается обратное явление: процесс представлений замедляется или полностью останавливается, а восприятие и воспоминания приобретают искаженный смысл, суждения становятся пристрастными.

По мнению С. Л. Рубинштейна, важным фактором при включении обучаемого в работу является то, как поставленные задачи были приняты исполнителем внутренне, т.е. имеют ли они отклик в его переживаниях. Таким образом, эмоции, затрагивая познавательную деятельность, являются ее регулятором.

Готовые работы на аналогичную тему

А.А. Коротаев изучал влияние эмоций на трудовую деятельность на примере трудовых операций учениц профтехучилищ. Он отметил, что субъекты со слабой нервной системой имеют большую чувствительность к отрицательным эмоциогенным раздражителям, по сравнению с субъектами с сильной нервной системой. Однако, исследования других ученых не смогли подтвердить эти результаты. Стоит отметить, что эмоциональная возбудимость оказывает положительное влияние на определенные виды профессиональной деятельности. Н. Е. Высотская писала, что эмоциональная возбудимость позволяет эффективно развивать артистичность, танцевальное и актерское мастерство.

Также стоит отметить наличие факта переживания эмоций во время процессов воображения или воспоминания. К примеру, Фр. Полан описывал бурные эмоциональные переживания композитора Г. Берлиоза во время дирижирования его произведения. Композитор настолько вообразил сцену страшного суда, картина, которого была подкреплена хором, что ощутил свое присутствие там и судорожный трепет тела. Т.е. переживаемые эмоции, возникнувшие даже при воображении или воспоминании, могут вызывать изменения физиологического состояния организма. Здесь имеет место факт, что вегетативная возбудимость различна у каждого человека, поэтому переживаемые эмоции могут быть не всегда достаточными для изменения физиологических функций.

П.К. Анохин отмечал важность эмоциональных переживаний для закрепления условных рефлексов и стабилизации поведения живых организмов. Положительные эмоции, которые испытывает субъект при достижении какой-либо цели, фиксируются в памяти и при возникновении подобной ситуации могут извлекаться из памяти. Отрицательные эмоции, которые извлекаются из памяти, носят предупреждающий характер повторного совершения ошибок и препятствуют формированию условного рефлекса. Это подтверждает эксперимент с морфином на грызунах. Если вводить вещество животным прямо в желудок, то у крысы быстро начинают испытывать положительные эмоции, условный рефлекс вырабатывается. Однако, если вводить данное веществом через рот, то из-за своего неприятного вкуса он больше не выполняет подкрепительную функцию, и рефлекс не вырабатывается.

Симонов отмечал, что в некоторых случаях эмоции способны привести к решению проблемы или задачи. Здесь имеет место компенсаторная функция эмоций, которая представляет собой замещение информации, которой не хватает для принятия решения, и вынесения суждения о чем-то. При обнаружении с незнакомого объекта возникает эмоция, которая придает объекту определенную эмоциональную окраску (например, нравится или не нравится, плохой ли он или хороший). Она основана на анализе схожести с знакомыми предметами. Однако, стоит отметить, что оценка предмета или явления, основанная на эмоциях, не всегда может быть верной и обоснованной, но всё же она помогает субъекту принять оперативное решение, когда предыдущего опыта не достаточно.

Деструктивное влияние эмоций

Эмоции могут оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние на жизнедеятельность организма.

Исследования многий ученых подтвердили факт, что эмоция является дезорганизующей силой. Эмоции могут вызвать нарушения памяти, навыков, замену трудных действий простыми. Негативное влияние эмоциональных переживаний может быть связано с предыдущим проигрышем или неуспехом.

Здесь очевидно проявление «закона силы» И.П. Павлова, который говорит, при значительных раздражениях возбуждение переходит в сильное торможение. Т.е. средняя или слабая интенсивность эмоционального возбуждения может повышать эффективность мыслительной или трудовой деятельности субъекта, однако, сильная или сверхсильная интенсивность способствует ее понижению. Например, страх утонуть может привести к отказу обучения плаванию, либо его замедлению. При сильном волнении человек может забыть, что ему необходимо делать. Так курсант летного училища во время первого самостоятельного полета забыл, как осуществить посадку самолета, и сделал это только под диктовку с земли.

В заключение хочется отметить, что познавательные процессы психики сопровождаются эмоциями, при этом они могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис