Понятие и сущность гендерной идентичности
Гендерная идентичность - это чувство отождествления с мужским или женским полом, проявляющееся во внешности, поведении и других аспектах жизни человека.
Психологи считают, что человеческая сексуальная идентичность состоит из трех отдельных компонентов. Первый связан с направлением сексуальной ориентации человека, будь он гетеросексуальным, гомосексуальным или бисексуальным. Второе - это стиль поведения человека, независимо от того, является ли женщина «пацанкой» или домохозяйкой, а мужчина - «мачо» или «чувствительным мальчиком». Третий компонент - это то, что психологи называют основной гендерной идентичностью. Выяснить это труднее всего, но, по сути, это глубокое внутреннее чувство, которое человек испытывает по поводу того, является ли он мужчиной или женщиной.
У большинства людей три компонента указывают в одном и том же направлении, но у некоторых людей компоненты «глядят в разные сьтороны». Например, гей может выглядеть и вести себя по-мужски, но в глубине чувствовать, что является женщиной. Ученые не знают, откуда исходит внутреннее чувство мужественности или женственности. Некоторые считают, что это физическое, из тела, в то время как другие считают, что это психическое, из области гипоталамуса мозга. Также ведутся споры о том, определяется ли это гормонами, в частности тестостероном и эстрогеном, или генами ребенка.
Развитие гендерной идентичности в периоды взросления человека
Существует все больше научных исследований, которые предполагают, что гендерная идентичность развивается в очень раннем возрасте. Несколько исследований показывают, что младенцы могут различать лица мужского и женского пола и голоса в зависимости от пола к тому времени, когда им исполняется один год. Гендерная идентичность и осознание половых различий обычно появляются в первые три-четыре года жизни ребенка. Тем не менее, дети начинают демонстрировать предпочтение своего пола, начиная с двухлетнего возраста.
Гендерная идентификация часто связана с выбором и использованием игрушек в этой возрастной группе, согласно ряду исследований, проведенных в 1970-х, 1980-х и 1990-х годах. Половые различия в играх были обнаружены у детей в возрасте от одного года. К двум годам дети начинают спонтанно выбирать игрушки в зависимости от пола. Некоторые из этих исследований показывают, что в возрасте одного года мальчики проявляют более настойчивую реакцию, чем девочки в спорах о игрушках. К двум годам реакция мальчиков становится более агрессивной.
Большинство двухлетних знают, мальчики они или девочки, и могут идентифицировать взрослых как мужчин или женщин. Также в возрасте трех лет дети начинают применять гендерные метки и стереотипы, идентифицируя нежные, эмпатические характеристики с женщинами и сильные, агрессивные характеристики с мужчинами. Даже в XXI веке у большинства детей развиваются стереотипы в отношении гендерных ролей, когда медсестры, учителя и секретари ассоциируются с женщинами, а сотрудники полиции, пожарные и строители с мужчинами.
Дошкольники развивают растущее чувство самосознания о своем теле и гендерных различиях. Страхи перед телом и увечьями тела, особенно гениталий, часто являются главными источниками страха у дошкольников. По мере того как дети все больше осознают гендерные различия, дошкольники часто испытывают сильное чувство уязвимости и беспокойства по поводу своего тела.
К подростковым годам большинство детей имеют устоявшуюся сексуальную ориентацию гетеросексуального, гомосексуального или бисексуального происхождения. Они также установили свой стиль поведения и основную сексуальную идентичность.
Проблемы гендерной идентичности
Психологический диагноз расстройства гендерной идентичности, обычно называемый транссексуализмом, используется для описания мужчины или женщины, которые чувствуют свою идентификацию с противоположным полом и испытывают значительные страдания из-за своего фактического пола. Дети с расстройствами половой идентичности имеют сильную межполовую идентификацию. Они считают, что они являются или должны быть людьми противоположного пола. Им не нравится их сексуальная роль и органы, и они могут выражать желание изменить свое тело.
Как мужчины, так и женщины транссексуалы верят, что они на самом деле являются представителями противоположного пола. Девочки подстригают волосы, предпочитают одежду для мальчиков и испытывают негативные чувства по поводу физического созревания, когда они приближаются к подростковому возрасту. В детстве девочки с расстройством половой идентичности испытывают меньшую общую социальную неприязнь, чем мальчики, поскольку для девочки более социально приемлемо быть пацанкой, чем для мальчика быть воспринятым как барышня. Примерно в пять раз больше мальчиков, чем девочек, обращаются к терапевтам с этим заболеванием. Подростки с расстройством гендерной идентичности страдают от социальной изоляции и подвержены депрессии и тяге к самоубийству. Они испытывают трудности в развитии отношений со сверстниками с представителями своего пола, а также романтических отношений с противоположным полом.
Большинство детей в конечном итоге перерастают расстройства половой идентичности. Около 75 процентов мальчиков с расстройством половой идентичности развивают гомосексуальную или бисексуальную ориентацию к концу подросткового возраста. При этом у них нет постоянного ощущения транссексуальности. Большинство из оставшихся 25 процентов становятся гетеросексуалами (также без транссексуальности).
Те люди, у которых расстройство половой идентичности сохраняется во взрослом возрасте, сохраняют желание жить как представители противоположного пола, иногда проявляя это желание через переодевание.