Вертгеймер Макс. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Вертгеймер Макс. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Краткая биография
Макс Вертгеймер родился в Праге15 апреля $1880$ года. Отец Макса служил директором бизнес-колледжа, а мать великолепно разбиралась в искусстве. Свое образование Вертгеймер получил в частных школах Праги, после чего он поступил в Карловский университет. Окончив его, Вертгеймер переехал в Германию и занялся изучением философии и психологии под руководством Штумпфа. Особую роль для становления ученого сыграла деятельность в лаборатории Кюльпе. В ней ученым было получено множество интересных экспериментальных данных в сфере мышления человека.
В $1904$ году Вертгеймер получил ученую степень доктора философии. Темой его докторской диссертации стало детектирование вины преступника в процессе следствия методом ассоциативной связи слов.
После защиты Вертгеймер занимался разными проблемами психологии, в частности разрабатывал контроль свидетельских показаний, изучал пациентов, страдающих нарушением речи. С $1912$ года Макс Вертгеймер активно занялся проблемами психологии мышления и созданием концепции творческой мысли и решением задач.
В $1921$ году Вертгеймер совместно с немецкими психологами Коффкой и Кёлером основал журнал «Psychologische Forschungen», в котором публиковались работы известных гештальтпсихологов того времени.
В $1923$ году ученый женился на студентке Анне Каро. Вертгеймер уехал во Франкфурт из Берлина в $1929$ году. Там он работал на кафедре психологии и философии Франкфуртского университета. Политическая ситуация в Германии в этот период стала усложняться, и Вертгеймер в $1933$ году уехал в Чехословакию, а затем в Соединенные Штаты Америки, где занимался преподаванием социальных исследований в Нью-Йорке в Новой школе.
Теория Макса Вертгейма
Полное изложение его теории содержится в книге «Продуктивное мышление», выпущенной им в $1943$ году всего за несколько недель до своей смерти.
Самые первые труды Вертгеймера посвящены исследованию зрительного восприятия при помощи экспериментов. При помощи тахистоскопа ученый экспонировал с разной скоростью последовательно два раздражителя. Когда интервал был большой между предъявлениями, то испытуемые воспринимали раздражители последовательно, при коротком интервале раздражители уже воспринимались, как будто появившиеся одновременно. В определенный момент испытуемые движение начинало восприниматься как чистое, т.е. без перемещения объекта. Данное явление получило название фи-феномена.
Макс Вертгеймер в результате своей научной деятельности выделил несколько методов для определения истинности свидетельских показаний:
- метод ассоциаций, когда испытуемый на каждое предъявляемое слово реагирует другим, которое приходит ему в голову;
- метод репродукции;
- метод ассоциативных вопросов;
- метод восприятия;
- метод отвлечения внимания.
Базой теории Вертгеймера служил гештальт. Структура гештальта такая, что изменение одной части влечет за собой изменение во всех остальных частях, а также в целом, так как части гештальта друг от друга не изолированы.
На основе гештальта Вертгеймер разрабатывал свою концепцию научения. Он считал, что природа происходящих процессов и событий при научении не может быть понята посредством ассоциативных связей. В основе научения лежит понимание и прозрение, то есть инсайт. Процесс научения, по Вертгеймеру, заключается в переходе от состояния в котором нечто представляется бессмысленным, к ситуации, когда это нечто становится ясным и доступным пониманию.
Вертгеймер также известен работами в сфере музыкального восприятия, разработками «детектора лжи» и трудами по психологии «примитивных народов».