Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Вагнер Владимир Александрович, основатель отечественной сравнительной психологии

Вагнер Владимир Александрович. Автор24 — интернет-биржа заказчиков и авторов

Научное мировоззрение Вагнера

Вагнер Владимир Александрович родился в марте $1849$ года. После окончания школы он поступил в Петербургский университет, где изучал биологию и психологию. Там же Вагнер окончил аспирантуру, защитил докторскую диссертацию и стал профессором этого университета.

Вагнер В.А. период с $1910$ года по $1913$ год выпустил двухтомник «Биологические основы сравнительной психологии». В данной работе он противопоставил научному мировоззрению метафизическое и теологическое. Владимир Александрович считал, что теологическое мировоззрение полностью отрицает душу и разум у животных и данная концепция, так же как и метафизическая, не может иметь для современной науки никакого значения. По его мнению, для психологической науки, важность представляет научное мировоззрение, которое он рассматривал в качестве столкновения двух совершенно противоположных научных школ. Но по его мнению, инстинкты человека, а также возможности человеческого разума имеют рефлекторное происхождение, но нельзя сводить их только к рефлексам.

Изучение развития психических способностей

С $1924 $года Вагнер занялся выпуском работ, объединенных общей тематикой: «Возникновение, развитие психических способностей». Их было выпущено девять, последний выпуск вышел в $1929$ году.

Замечание 1

Вагнер считал, что важную роль в развитии психических функций детей занимают разного рода игры. Владимир Александрович посвятил большую часть данных работ детским играм. Проводя исследование детей от 3 лет до 7 лет, Вагнер изучил особенности детского восприятия и мышления, ярко проявляемые в процессе игры.

Дети данного возраста обращают свое внимание не на основные признаки предмета, а на отличительные и выделяющие на фоне других. Следует отметить, что это относится к восприятию как зрительных, так и слуховых образов. Зрительное восприятие детей 3-7 лет еще несовершенно. Вагнер считал, что в данном возрастном периоде у детей начинает формироваться восприятие конкретного предмета не только целиком, а и виде составных частей. Для развития подобных навыков, он предлагал использовать в игре нарисованные фигуры различного размера и цвета. Эти рисунки играют роль эталонов в восприятии цветовой гаммы и форм ребенком. Вагнер также обращал внимание на огромное значение игр с пространственными фигурами в любом возрасте, так как они влияют на все органы чувств - зрение, осязание, слух, иногда обоняние и вкус и в таких играх ребенок учится выявлять связи и соотношения между различными объектами. Для правильного и скорейшего развития психических способностей у ребенка следует давать ему разные задания, выполняемые в игровой форме, направленные на реализацию разных функций.

«Вагнер Владимир Александрович, основатель отечественной сравнительной психологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Изучение памяти

На базе собственных исследований Владимир Александрович выделял три типа памяти:

  • образная память, участвующая в запоминании звуков и зрительных образов;
  • словесно-логическая память, включающаяся при запоминании информации «на слух»;
  • эмоциональная память, посредством которой запоминаются чувства, эмоции и события.

Множество эмпирических исследований Вагнера было посвящено проблемам памяти. Он тщательно изучал эффекты, которые возникают при долговременной и кратковременной памяти, рассмотрел разные формы заучивания. Он установил, что все люди по принципу запоминания преобладающему у них делятся на две группы:

  • люди склонные к механическому заучиванию;
  • люди склонные к смысловому запоминанию, что дает лучшие результаты.

Вагнер – основоположник сравнительной психологии

В $1931$ году Вагнер прекратил свою профессиональную деятельность в Ленинградском университете. При этом он продолжил активно заниматься научной деятельностью. В $1930$ году Вагнер вновь занялся сравнительной психологией. Последняя работа, написанная Вагнером, называлась: «Сравнительная психология, область ее исследования и задачи». Здесь он затронул проблематику инстинктов и сформулировал теорию флуктуации, то есть колебания инстинктов и ввел понятие видового шаблона. Он рассматривал инстинкт не в качестве стереотипа, одинакового для всех особей вида, а в качестве определенной способности, неустойчивой и колеблющейся в рамках видового шаблона. Именно основываясь на вариабельности и пластичности инстинктов, Вагнер вывел важную роль индивидуальности в формировании инстинктов.

Замечание 2

Вагнер, помимо исследования инстинктов, уделил внимание в своей работе разработке сравнительного метода в психологии. Он полагал, что психика животных не может непосредственно сравниваться с человеческой, а только с ближайшими родственниками в эволюционном ряду.

Владимир Александрович Вагнер считается по праву основоположником сравнительной психологии в нашей стране. Он внес огромный вклад также в развитие мировой сравнительной психологии и разработал особый метод исследования на базе сравнения поведения животных близких в видовом отношении - биологический метод.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot