Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Методы диагностики самосознания

Все предметы / Психология / Методы диагностики самосознания
Определение 1

Самосознание — это осознание индивидом самого себя, своего отличия от иных (других людей и мира в целом), собственного взаимодействия с объективным и субъективным миром, своих жизненно важных действий, потребностей, мотивов, инстинктов и др.

Понятие самосознания

Самосознание в психологии — это психический феномен осознания человеком себя в качестве субъекта определенной деятельности. В результате такого восприятия представления индивида о самом себе формируются в мысленный образ «Я».

Самосознание одновременно можно понимать как акт (деятельность) рефлексии и как результат данной рефлексии (знание себя). Этот феномен выступает условием того, что происходит сохранение сознания во времени. Оно удерживает себя в качестве одного и того же сознания.

Самосознание не было изначальной данностью, которая характерна для человека. Его проявление происходит в процессе развития. Тем не менее, в зачаточном состоянии оно появляется уже в младенческом возрасте, когда ребенок начинает отличать ощущения, вызванные собственным телом, от внешних предметов.

Осознание своего «Я» происходит примерно с трёхлетнего возраста. В это время дети начинают правильно употреблять личные местоимения. Подростковый и юношеский возраст характеризуются тем, что самооценка и осознание собственных психических качеств приобретают максимальное значение. Данные компоненты связаны друг с другом, поэтому обогащение одного из них неизбежно приводит к видоизменению всей системы.

Выделяют несколько этапов развития самосознания:

  • Открытие собственного «Я» (1 год);
  • Отделение результата собственных действий от действий других людей, чёткое сознание себя в качестве деятеля (2-3 года);
  • Формирование способности оценивать себя (7 лет);
  • Процесс активного самопознания, поиск себя и своего стиля, завершение стадии формирования социальных и нравственных оценок (подростковый и юношеский возраст).

Готовые работы на аналогичную тему

На формирование самосознания оказывают воздействие оценка окружающих и статус в группе, соотношение между реальным и идеальным «Я», оценка результатов собственной деятельности.

Особенности диагностики самосознания

Диагностика самосознания в первую очередь осуществляется с помощью методов самоописания. Благодаря им выявляется знание о себе и дается оценка данного знания. Тем не менее, отделять знание от оценки сложно, если вообще возможно.

В числе иррелевантных факторов, которые влияют на самоописание, необходимо рассматривать социальную желательность описываемых черт, сферу самораскрытия, контекст процедур и сами процедуры. Вопрос социальной желательности оказывается особенно острым в случае изучения и анализа Я-концепции. Индивид стремится культивировать социально желаемые качества, что может стать настоящей характеристикой Я-концепции. С точки зрения методологии, как правило, трудно разграничить данный феномен с прямой фальсификацией.

Самое достоверное в диагностике — это то, что человек стремится хорошо к себе относиться. Он хочет поддерживать положительную самооценку, иногда переоценивая свои достоинства. Данный фактор предопределяет эффект «выше среднего» (то есть большая часть людей считает себя лучше среднего уровня во многих аспектах).

Еще одна особенность диагностики самосознания состоит в том, что оно обладает уровневой структурой. Данный факт предполагает процесс исследования самосознания на соответствующих уровнях, представляющих собой различные конструкты, которые могут выступать как континуум проявлений от глубокого самоощущения до вербализованных и концептуализированных представлений о самом себе.

Чаще всего уровни рассматриваются в качестве нескольких «Я»:

  • Физическое,
  • Социальное,
  • Личностное.

На физическом уровне диагностируется образ «Я» организма. Его следует отличать от «физического Я» субъекта, который наделен также социальной природой. Например, этот феномен представлен самочувствием. Возможные диагностические средства на этом уровне — это методика САН (самочувствие, активность, настроение). Данная методика представляет собой разновидность опросника, анализирующего состояния и настроения.

На уровне социального «Я» показатель активности подчинен потребностям принадлежности к общности и признанию. Образ «Я» на этой ступени можно охарактеризовать с помощью системы социальных идентичностей (например, половая, возрастная, этническая, социально-ролевая).

На уровне личности индивиду присуща потребность в самореализации (например, в деятельности, спорте, личной жизни). Основа самоотношения здесь представлена собственным «Я», собственными чертами, оценка которых происходит не с позиции социальной желательности, а с точки зрения условий самореализации.

Продукт самопознания на этом уровне самосознания — это рефлексивное «Я». На данной ступени саморегуляция осуществляется благодаря сознательному и ответственному выбору личностью поступков. В этом случае самооценка на социальном уровне, как правило, будет мешать развитию и функционированию рефлексивного уровня.

Методики психодиагностики самосознания

Диагностика самосознания происходит с помощью различных опросников и тестов, включая тест-опросник самоотношения (Столин В. В., Пантелеев С. Р.). Он построен по иерархической модели структуры самоотношения, что дает возможность определить три уровня самоотношения.

Целью теста самоактуализации (САТ) является диагностика особенностей самоактуализации. Этот метод включает список суждений, который можно использовать для группового или индивидуального исследования.

Шкала Ценностных ориентации (SAV) помогает выявить, в какой мере испытуемый человек разделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис