Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Методика клинического исследования личности

Все предметы / Психология / Методика клинического исследования личности
Определение 1

Методика клинического исследования личности – это методология, основанная на наблюдении пациента в естественных условиях и последующем субъективном анализе-интерпретации индивидуальных проявлений его психики и личности.

Особенности клинической методики

Категория «клинический» указывает на то, что данный стиль психологической диагностики больше направлен на способы и методы постановки диагноза, которые в течение долгого времени оттачивались в медицинской практике. В этом случае важно осознавать то, что постановка медицинского диагноза подчиняется четкой логике. Ее понимание становится желательным для психолога, который работает с клиническими методами.

В учебниках по психологии клинический подход освещается крайне редко. Основой постановки клинического диагноза являются следующие процессы:

  • Наблюдение,
  • Сравнение,
  • Классификация.

Целью постановки медицинского диагноза является предсказание развития событий (течения болезни) и результата (выздоровления, хронизации, смерти). Основа классификации представлена принципом типологизации, который состоит в поиске устойчивых признаков и их типичных сочетаний. Для логической схемы типологизации характерна следующая структура: симптомы – синдром – нозология (наименование заболевания).

В психологической науке клинический метод и стиль мышления по традиции синонимичен идиографическому подходу. В противовес этому направлению выступает дифференциально-психологическое направление (номотетический, психометрический подход).

Для клинической методологии более органичными считаются метод психодиагностического эксперимента и проективная методика. Для дифференциально-психологического направления чаще всего характерно использование стандартизованных анкет и опросников личности. Тем не менее, применяемая техника для диагностики является важным, но не основным отличительным признаком.

Готовые работы на аналогичную тему

Основной аспект клинического стиля мышления и его методик представлен приоритетом индивидуального случая над статистическими показателями. Для клинических и психометрических методов характерно обслуживание различных диагностических задач. Психометрический тест в идеале соответствует точным требованиям валидности, надежности и достоверности.

Основа психометрического подхода представлена негласным убеждением в допустимости предсказания. В противовес этому клинический диагноз базируется на синтезе совокупности признаков. Он имеет другую цель.

Понятие «личность» в клиническом подходе

В науке нет единого и общепринятого определения категории «личность». Данное положение, к сожалению, справедливо и для клинической психологии. Для клинического направления наиболее органично рассматривать личность не в качестве перечня психологических характеристик (например, темперамента, характера, мотивации, способностей) субъекта. Она определяется для методик клинического исследования как «психическое новообразование».

Личность в клинических методиках исследования представляет собой психический орган интеграции поведения субъектов. Личность является уникальным многомерным психическим «орган» высшего порядка, который запечатлел неповторимую историю развития конкретных людей. Как показала практика, вне зависимости от большого числа определений, самые общие характеристики способны без труда уложиться в известную схему.

Характеризуя личность с позиции методики клинических исследований необходимо раскрытие:

  • Предпосылок развития, включая врожденные личностные характеристики (например, задатки, естественные потребности, свойства высшей нервной деятельности);
  • Источников развития, представленных всей совокупностью условий индивидуального воспитания и включения личности в человеческую культуру;
  • Движущих сил (например, миссии, внутренних конфликтов) ее формирования;
  • Структуры личности.

Для данного подхода необходимо знание механизмов регуляции поведения, а также законов мотивации и целеполагания, структуры самосознания и сознания, особенностей развития структур и подструктур личности в норме и патологии.

Клинические методики исследования

В научной практике есть большое число обоснованных классификаций клинических методик диагностики личности. Причина этого представлена различными основаниями упорядочивания (классификации) тестовых процедур. Например, большая часть трудов по клинической психологии классифицируют методы на основе компонентов личности, которые подвергаются диагностике. Тем не менее, это основание можно использовать только прагматически, так как до настоящего времени не принята научная классификация «составляющих» и аспектов личности.

Классификация клинических процедур на методы диагностики умственного развития, способностей, интересов и склонностей, темперамента и мотивации является очень обширной. Здесь, как правило, осуществляется взаимное наслаивание самых универсальных методов.

Достаточно распространена классификация, учитывающая принцип метода в целом. Она включает разделение методик на субъективные (интроспективные), объективные (экстраспективные) и проективные.

В основе субъективных (интроспективных) методов лежат высказывания обследуемого лица. Сюда можно отнести беседу, автобиографию, опросник, самооценочный бланк. Данные методики считаются субъективными с позиции испытуемого.

Если взять за основу позицию специалиста, который занимается интерпретацией результатов клинического обследования, то субъективной может являться, например, беседа. Ее психологи могут использовать в диагностических целях в соответствии с их опытом. Объективным для специалиста может быть опросник (самооценочный формализованный бланк), из которого можно извлечь необходимую информацию посредством шаблона. Примером известной клинической методики в этой сфере выступает Миннесотский многомерный личностный перечень, который состоит из 566 пунктов.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис