Речь и речевая деятельность
Речь — это главное средство передачи информации между людьми.
Без речи индивид не мог бы принимать и передавать большой объем информации. Также люди не смогли бы передавать ту информацию, которая содержит сильную смысловую нагрузку. Невозможно было бы и передать такую информацию, которая способна фиксировать то, что нельзя воспринять с помощью не речевых органов. Например, абстрактные понятия. Без письменного вида речи личность не смогла бы получить знания о том, как жили, размышляли и действовали предыдущие поколения. Индивид не мог бы даже передать другому человеку свои мысли, переживания и эмоции.
Именно с помощью речи индивид может обогащаться опытом других людей. Причем это обогащение происходит в гораздо большей степени, чем иные процессы не речевого познания, которое осуществляется при помощи органов чувств. Речь делает доступным опыт других людей, помогает в процессе развития.
Речь — это язык в действии.
Речь является не только средством общения, но и способом мышления, носителем памяти, информации. С помощью речи можно управлять повелением и поступками других людей. Также человек может регулировать и свое поведение. Можно сказать, что речь осуществляет своеобразную деятельность.
Речевая деятельность — это такая целенаправленная деятельность, которая опосредована символами языка, воздействует на мысли, чувства, эмоции и поступки другого человека, группы людей или самого себя.
Функции речи
Выделяют три главные функции речи:
- Коммуникативная (помогает при передачи информации)
- Регулирующая (помогает регулировать речевую деятельность)
- Программирующая (помогает правильно выстраивать и выражать свои высказывания)
Коммуникативная функция позволяет реализовывать передачу информации между личностями, используя язык. Сам язык представляется в виде совокупности словесных символов. Также язык помогает при обмене информацией и эмоциями в современном мире.
Человек всегда находился в обществе. Люди будут жить в нем постоянно. Вообще, вся общественная деятельность людей подталкивает к постоянной коммуникации. Каждый человек чувствует, что должен заводить и сохранять хорошие отношения и влиять друг на друга.
Регулирующая функция реализуется обычно в очень важных психических функциях. Она проявляется именно в сознательной внутренних стимулов человека. Есть предположение, что главной особенностью этих психических процессов является их произвольный характер.
Считается, что речь играет важную роль в ходе формирования и реализации волевого поведения.
Программирующая функция речи направлена на построение смысловых схем, благодаря которым формируется то или иное высказывание. Данная функция помогает при составлении различных грамматических структур каких-либо предложений. Основой этого процесса является внутреннее программирование, которое реализовывается при помощи внутренней речи.
Как и у любого явления, у речи есть свои психологические проблемы.
Психологические проблемы речи
Стоит отметить, что речь имеет структуру, которая состоит из цели, мотивации, средства и результата. Мотивом у человека выступает его желание о том, чтобы его хоть кто-то понял. Целью является определенный результат общения или реакция собеседника. Сам результат — это тот эффект, который достигается говорящим человеком.
Речевую деятельность можно назвать деятельностью только тогда, когда у говорящего есть реальная потребность в передачи мысли, мнения, настроения, сведений. Пересказ или переписывание чужих фраз, эмоций и чувств нельзя назвать речевой деятельностью.
В школах обычно изучают сам язык, а не речь. Именно по этой причине многие люди не умеют ни правильно говорить, ни писать. Здесь имеет место быть хитрость быстрых методов обучения языку. Ведь учат просто различным хитростям. В итоге язык самостоятельно усваивается в ходе речевой деятельности. Но он становится всего лишь средством этой деятельности, а не целью. Человек, изучающий язык, не стремится узнать какие-либо теории, правила и важные моменты. Он пытается сформировать свое уникальное сообщение. Человек думает, как в это сообщение вместить цель, задачи, мотив своей речи. В таком случае человек использует язык как средство осуществления речевой деятельности. Он старается при этом не нарушать законы и правила данного языка.
Каждый человек может правильно составлять предложения, выражать свои мысли и идеи. Для этого ничего сложного не требуется. Но очень важно, чтобы сам человек этого захотел. Ведь если нет желания, то смысла в обучении тоже нет. Очень важно, чтобы еще в детском возрасте ребенку закладывались все нужные правила, информация и законы речи. В таком случае человек вырастет грамотным и не будет иметь проблем с речью. Если не учить ребенка, то он станет замкнутым, закрытым. Он просто не будет понимать, как надо общаться с людьми, заводить новых друзей, делить своими впечатлениями. Из-за этого может появиться страх, депрессия, одиночество и другие психологические проблемы.
Чтобы не возникало психологических проблем речи, нужно учить ребенка правильно осуществлять речевую деятельность:
- Младшим школьникам следует учиться правильно составлять собственные предложения.
- После освоения этого навыка, надо перейти к небольшим рассказам, сказкам, письмам.
- Детям, которые учатся в средних и старших классах, нужно уметь работать с любым деловым текстом. Это могут быть сочинения, изложения, научные тексты, деловые письма, рефераты и многое другое.
Если человек усвоил такие свойства речи как развернутость и связанность, то это сформирует у него умение преднамеренно выражать свою мысль. Это помогает произвольно и осознанно реализовывать речевую деятельность. Также, если человек смог усвоить письменную речь, то это подталкивает его к дальнейшему развитию многих функций речи. Он будет стремится к тому, чтобы научиться правильно обмениваться информацией в письменной форме, а также регулировать собственную речевую деятельность.