Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Оказание психологической помощи взрослым и детям с тяжелыми нарушениями речи

Все предметы / Психология / Оказание психологической помощи взрослым и детям с тяжелыми нарушениями речи
Определение 1

Тяжелые нарушения речи (ТНР) — это специфические стойкие отклонения в формировании элементов речевой системы. Они включают лексический и грамматический строй речи, фонематические процессы, процесс произношения звуков, просодическую организацию звукового потока.

Появление ТНР у детей и их уровни

Тяжелые нарушения речи связаны со становлением психики и негативно влияют на нее. Дети с ТНР обладают бедным речевым запасом, а некоторые из них вообще не говорят. Вне зависимости от наличия возможностей умственного развития, у такого ребенка проявляется, как правило, вторичное отставание психики. Это часто становится поводом для отношения к таким людям как к неполноценным в интеллектуальном отношении. Такое впечатление может усугубляться ввиду их отставания в овладении грамотой, усвоении азов арифметики.

Замечание 1

Дефекты речи у взрослых и детей можно разделить на две группы. Первая из них включает фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи. Во вторую группу входят проблемы с заиканием.

Для ТНР характерно общее недоразвитие речи. Оно заключается в нарушении формирования всех аспектов речи (звуковая, лексико-грамматическая, семантическая), наступающих при разных сложных речевых расстройствах у людей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

Проявление ОНР зависит от степени формирования компонентов речевой системы. Они варьируют от полного отсутствия общей употребительной речи до использования связной речи с остаточными составляющими фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Недостатки в речи, в том числе ТНР, выявляются в процессе специальных логопедических обследований. Если учесть степень ОНР, то можно определить четыре уровня речевого развития:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Первый уровень («безречевые дети», у которых полностью отсутствует общеупотребительная речь);
  • Второй уровень (присутствуют начальные составляющие общей употребительной речи, которая характеризуется бедностью словарного запаса);
  • Третий уровень (наличие развернутой фразовой речи, но недоразвитие ее звуковой и смысловой стороны);
  • Четвертый уровень (присутствие остаточных пробелов в развитии фонетической, фонематической и лексико-грамматической стороны).

Психологическая помощь детям и взрослым с ТНР предполагает коррекцию таких нарушений. Для нее характерно развитие понимания речи, обогащение словарного запаса, развитие фразовой речи, улучшение грамматического строя языка, работа над полноценным произношением звуков и т. д

Коррекция ОНР и ТНР у детей и взрослых

Психологическая работа с детьми и взрослыми с ТНР должны быть построена дифференцированно и предполагает учет уровня речевого развития. Например, в качестве основных направлений при ОНР первого уровня выступает развитие понимания обращений, активизация самостоятельности в речевой активности ребенка и неречевых процессов (внимание, память, мышление). В процессе обучения детей с ОНР 1 уровня не нужно ставить задачу правильного фонетического оформления высказывания. Специалисты здесь должны обратить внимание, в первую очередь, на грамматическую сторону речи.

В случае ОНР 2 уровня специалисты проводят работу над развитием речевой активности и понимания речи. Здесь обращается внимание на лексико-грамматические средства языка, фразовую речь, уточнение звукопроизношения, вызов отсутствующих звуков.

При оказании помощи людям с ОНР 3 уровня проводят развитие связной речи, совершенствуют лексико-грамматическую сторону речи, закрепляют правильное звукопроизношение и фонематическое восприятие. На этой стадии необходимо уделить внимание подготовке ребенка к усвоению грамоты.

Цель коррекции при ОНР 4 уровня представлена достижением ребенком возрастной нормы устной речи, которая требуется для успешного обучения в школе. Для этой цели совершенствуются и закрепляются произносительные умения, фонематические процессы, лексическая и грамматическая сторона речи, развернутость фразовой речи. Специалисты работают над развитием графо-моторных навыков и первичных навыков чтения и письма.

Диагностика и коррекция ТНР у взрослых и детей

Перед оказанием психологической помощи детям и взрослым с ТНР необходимо диагностировать такие нарушения. Это производят с помощью следующих шагов:

  • МРТ головного мозга и сосудов,
  • Обследования у логопеда и дефектолога,
  • Посещение невролога,
  • Визит к ЛОР-врачу.
Замечание 2

Комплексный подход дает возможность осуществить точную дифференциацию и сформировать план терапии.

У детей дефекты произношения, как правило, закладываются в перинатальном периоде, у взрослых людей они проявляются после инсульта, бесконтрольного приема лекарств или одного из необратимых дегенеративных процессов в головном мозге. По этой причине при жалобе на внезапное нарушение речи людей в любом случае необходимо отправлять на тщательное обследование.

Выбор схемы психологической помощи предопределятся основным заболеванием, а также возрастом пациента. Если нарушения речи вызываются острым состоянием (например, инсультом), то пациенту необходимо оказать неотложную скорую помощь.

Помощь должна заключаться в выполнении логопедических заданий, применении физиотерапевтических методов, массажа и приема лекарств. В этом случае может быть необходима пластика челюстно-лицевого отдела и специальная гимнастика, а также сеансы психотерапии.

В течение прохождения курса лечения необходимо исключить внешние раздражители. По возможности больной человек не должен оставаться один в незнакомых местах. Если обнаружены проблемы с голосовыми связками, то пациенту нужно обеспечить щадящий режим.

Для каждого типа коммуникативного расстройства требуется особый подход в зависимости от его проявления. Например, при дизартрии с людьми лучше общаться в письменной форме и, используя жесты. С таким человеком важно применять максимально простую и медленную устную речь.

Психологическая коррекционная работа может быть продолжена в домашней обстановке. Она помогает устранить дефекты речи, используя упражнения, которые назначены врачом. Здесь нужно отдать предпочтение общению с собеседниками, а не просмотру телевизионных программ.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис