Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дети-инвалиды как объект социальной работы

Дети-инвалиды - кто они?

Увеличение числа детей-инвалидов – одна из особо актуальных проблем настоящего времени. В России остроту проблеме добавляет то, что система оказания помощи данной категории детей до $1917$ года не сложилась, а позднее, почти $70$ лет работа с такими детьми проводилась в специальных учреждениях изолировано от общества.

Замечание 1

Согласно «Декларации о правах инвалидов», инвалид - любой человек, не способный полностью или частично самостоятельно обеспечить потребности нормальной личной, а также социальной жизнедеятельности в силу врожденного или приобретенного недостатка или физических и умственных возможностей.

Замечание 2

Следует отметить, что сейчас идет процесс использования более гуманной терминологии. И термины «инвалид» и «ребенок-инвалид» постепенно заменяются на «дети с неспособностями» или «дети с ограниченными возможностями». Избегают так же употребление следующих наименований: слепой, заика, глухой, стараясь заменять их словосочетаниями: «человек с ослабленными слухом, зрением, речевым развитием». ВОЗ не рекомендует использовать термины: умственная неполноценность, идиотия, имбецильность. Дефектологи в обозначении детей-инвалидов стараются использовать такие понятия, как «дети с нарушениями» или «дети с образовательными трудностями».

Статья: Дети-инвалиды как объект социальной работы
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

У детей-инвалидов определяется $4$ степени нарушения здоровья:

  • $1$ степень определяется при легком, умеренном нарушении функций, которые являются показателем к установлению инвалидности у детей, но не приводят к необходимости определять инвалидность у лиц старше $18$ лет;
  • $2$ степень устанавливается при наличии ярко выраженных нарушений в функционировании органов и систем, которые ограничивают социальную адаптацию ребенка;
  • $3$ степень соответствует второй группе инвалидности у взрослых;
  • $4$ степень определяется при ярко выраженных нарушениях в функционировании органов и систем, которые приводят к социальной дезадаптации ребенка.

Основные заболевания, приводящие к инвалидности

Выделяются основные группы заболеваний, соответствующие определенным группам инвалидности. Одна из таких групп - нервно-психические заболевания. К наиболее распространенным заболеваниям данной группы относятся ДЦП, опухоли нервной системы, эпилепсия, шизофрения, умственная отсталость, болезнь Дауна, аутизм. При этом следует различать умственную и психическую неполноценность.

«Дети-инвалиды как объект социальной работы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

У детей-инвалидов с признаками умственной неполноценности часто наблюдаются нарушения всех состовляющих психической деятельности: памяти, мышления, внимания, речи, эмоциональной сферы, моторики. Но в результате специальных упражнений и занятий такие дети могут достигнуть хороших результатов. Проблемы таких детей требуют вмешательства специалистов в области педагогики и абилитации в контакте с семьей.

Психическая неполноценность характеризуется многочисленными сдвигами, оказывающими влияние на эмоциональные функции и поведенческие характеристики. Чаще всего данные заболевания возникают внезапно, являясь результатом биохимических изменений, употребления наркотиков, переживания тяжелого, длительного стресса, психологических конфликтов. Душевные болезни требуют вмешательства специалистов медицины и психиатрии.

Бывает сложное сочетание умственной отсталости и психической недостаточности. Это создает сложности при диагностике заболеваний. Работа с такими детьми требует от специалистов высокой квалификации.

Еще одна группа – это заболевания внутренних органов, занимающие лидирующее положение в структуре детской инвалидности. Это обусловлено частым переходом заболеваний в хроническую форму, сопровождающуюся функциональными нарушениями. Связано это с поздней выявляемостью нарушений и низким уровнем реабилитационных процедур. В силу такого рода заболеваний дети не в состоянии вести активный образ жизни, снижается уровень общения со сверстниками. Появляется рассогласованность между необходимостью нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полной реализации. Социальная депривация усугубляется длительным пребыванием ребенка в специальных учреждениях, где социальный опыт достаточно ограничен и общение осуществляется только между детьми с ограниченными возможностями. Результатом этого является задержка в развитии социальных, коммуникативных навыков, формирование не совсем адекватного представления об окружающем мире.

Поражение и заболевания глаз, сопровождающиеся постоянным снижением остроты зрения также относятся к заболеваниям, в результате которых присваивается инвалидность. Психическое развитие ребят с дефектами зрения зависит от периода, в котором возникла патология, а также от времени начала коррекционной работы. Дефекты психического развития при этом могут быть компенсированы за счет раннего и широкого использования функций сохранных анализаторов. При работе с такими детьми следует обогащать их чувственный и практический опыт, постепенно включать ребенка в общество здоровых сверстников. В работе с данной категорией детей следует использовать их особую чувствительность к музыке.

Число онкологически больных детей в последнее время увеличивается довольно быстро. При онкологическом заболевании кризисы могут сменяться достаточно длительными периодами стабилизации, во время которых проводится реабилитация больного. Специфика лечения в сочетании с возрастными и межличностными особенностями детей приводят к возникновению изменений изначально в физическом, а далее и в психическом состоянии ребенка. Отмечается ухудшение характера детей в результате болезни, трудности во взаимоотношениях с родителями, отгороженность и замкнутость, раздражительность, агрессия и иные проявления невротического характера. Дети с онкологическими заболеваниями отгорожены от внешнего мира, что может вызвать задержку в развитии социальных навыков и социальную дезадаптацию.

Поражения и заболевания органа слуха также приводят к инвалидности. По степени снижения слуха выделяют глухих и слабослышащих. Глухие могут быть с наличием или отсутствием речи. Особенности поведения детей с нарушенным слухом разнообразны. В основном это зависит от причин нарушения. У детей с ранним ограниченным повреждением мозга наблюдается повышенная психическая истощаемость и раздражительность. Среди глухих часто встречаются дети замкнутые.

Социальные проблемы детей-инвалидов и способы их решения

Замечание 3

Болезни, приводящие к инвалидности безусловно сказываются на поведении ребенка, его отношениях с окружающими людьми. Болезнь создает барьеры для детей-инвалидов и их семей на пути к нормальной жизни, к их интеграции в социум.

Ребенок–инвалид и его семья сталкиваются со следующими проблемами:

  • разноплановая зависимость инвалидов от родителей, опекунов;
  • семья у детей-инвалидов, как правило, не полная;
  • усиленная опека ребенка, со стороны родителей, которая не дает ему развиваться;
  • слабая профессиональная подготовка детей с ограниченными возможностями;
  • трудности транспортировки и самостоятельного перемещения;
  • недостаточное правовое обеспечение;
  • негативное по отношению к инвалидам общественное мнение;
  • отсутствие центров социально-психологической реабилитации.

В силу особенностей детей с ограниченными возможностями и их нужд, потребностей, им требуется профессиональная помощь специалистов. Такая помощь должна быть не просто медицинской, она должна быть комплексной и охватывать все стороны жизни особенного ребенка.

Огромное влияние на формирование личности ребенка-инвалида оказывает семья. Судьба детей с ограниченными возможностями в значительной степени зависит от позиции членов их семьи. С появлением в семье ребенка-инвалида возникают различные типы реагирования. Это обусловлено уровнем знаний, культурой, личностными особенностями родителей. Это событие сопровождается потрясением и вводит родителей в состояние стресса, порождает чувство растерянности, беспомощности, очень часто провоцирует распад семьи. В данной ситуации важна поддержка квалифицированного социального педагога. Его работа заключается в изучении психологического климата в семье, межличностных отношений внутри нее, в определении морально-психологических возможностей родителей и родственников. Социальному педагогу следует направить усилия семьи в рациональное русло.

Замечание 4

Ситуация в семье ребенка-инвалида часто усугубляется экономическим фактором: платный уход, дорогостоящие медицинские консультации и лекарства, дополнительное питание, средства реабилитации. Решение данной проблемы – забота государства, выполнение им своей социальной функции.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot