Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психологический аспект проблемы членения предложения

Все предметы / Языкознание и филология / Психологический аспект проблемы членения предложения

Сущность проблемы актуального членения предложения

Несмотря на то, что предназначение данной статьи состоит в рассмотрении психологической стороны проблемы актуального членения предложения, эта проблема, как правило, ставится как логическая проблема «суждения и предложения». Реже эта проблема характеризуется как чисто лингвистическая.

Проблема «суждения и предложения» возникает в следующем случае. Предполагается, что существуют мышление и язык (речь), которые «неразрывно связаны» между собой. Если в языке (речи) выделяют такую единицу, как предложение, то логичным будет существование в мышлении аналогичной ей единицы. Однако к этой единицы не подходит суждение логики Аристотеля, которое является слишком узким для этого – оно не охватывает все типы речевых высказываний. В этом и заключается проблема «суждения и предложения».

Данная проблема решается большим числом специалистов достаточно простым путём, который заключается в создании понятия, которое было бы шире понятия «суждение», само входившее в это новое понятие как частный случай. Установление границ этого более широкого понятия осуществлялось таким образом, чтобы были «покрыты» разные типы речевых высказываний. Лингвисты, рассуждающие подобным образом, не находят для некой «психической реальности» места между языком и логическими операциями.

Однако данная позиция не может считаться оптимальной. Объясняется это следующими причинами:

  • в рамках данного подхода полностью игнорируется психологическая сторона речи, которая представляет собой реальные закономерности языкового мышления, что обуславливает одностороннее рассмотрение результатов речевой деятельности;
  • утверждается существование между языком и мышлением структурного параллелизма, что не считается соответствующим действительности, поскольку многоаспектное грамматическое предложение и строго бинарное логическое суждение не тождественны между собой.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Таким образом, объективным является наличие в проблеме актуального членения предложения психологической стороны, включающей понятия и категории, разработанные и обоснованные на психологической основе.

Описание психологического аспекта проблемы актуального членения предложения

Считается, что основными психологическими понятиями в рассматриваемой нами проблеме являются:

  • понятие коммуникации;
  • система связанных с идеей актуального членения речи взглядов.

Основные положения понятия коммуникации были заложены в работах шведского лингвиста Сведелиуса, а затем получило дальнейшее развитие в синтаксических трудах А. А. Шахматова. В данных и подобных им работах идея коммуникации рассматривалась как психологическая основа предложения, которая рассматривалась в качестве акта мышления, акта сочетания представлений.

Причём А. А. Шахматов, в отличие от других авторов, предполагал, что коммуникация, которая берёт начало за пределами внутренней речи, завершается во внутренней речи.

Следовательно, коммуникация предполагается в виде категории речевого мышления (а не внеречевой или абстрактно-психологической) и одного из уровней модели порождения речи.

Как правило, в коммуникации выделяют два члена: субъект и предикат. Например, в предложении «Испуганная нами кошка запрыгнула на высокую скамейку» субъектом считается фрагмент «испуганная нами кошка», а предикатом – «запрыгнула на высокую скамейку».

Упомянутый выше Сведелиус предложил различать две основные формы коммуникации:

  • коммуникация отношений, которая отражает какое-то обобщённое отношение (например, «Аристотель – человек»);
  • коммуникация событий, которая фиксирует реально происходящий процесс и соответствует актуальному семантическому состоянию (например, «кошка мурчит»).

Однако эти две формы коммуникаций могут не соблюдаться и нарушаться. В частности, этим страдают люди, подверженные афазией – поражением отдельных участков коры головного мозга. Причём у них нарушения могут проявляться в разной степени, например, они одновременно не понимают смысл абстрактной конструкции, но легко улавливают смысл высказывания, которое касается конкретной ситуации.

Замечание 2

Концепция, предложенная Сведелиусом и Шахматовым, считается психологически правдоподобной и подтверждается множеством фактов.

Теория актуального членения предложения

Теория актуального членения предложения по существу представляет собой более развитый и разработанный вариант описанной выше концепции. Данная теория говорит о том, что к анализу предложения можно подходить как со стороны формальной структуры предложения (например, синтаксический разбор предложения), так и со стороны реализации этим предложением функции по передаче новой информации (то есть определение того, какие части предложения передают новую информацию, а какие – уже известную).

К проблеме актуального членения предложения и ранее было совершено несколько научных подходов, однако только относительно недавно она получила психолингвистическое осмысление. Это было совершено К. Палой в своей работе «О некоторых проблемах актуального членения». Там он изложил своё представление о процессе порождения речевого высказывания.

Оно заключалось в том, что сперва человек располагает (семантической) структурой представлений, которая затем при порождении речи синтаксически реализуется. При этом одно семантическое содержание может быть реализовано разными синтаксическими способами, между которыми человек осуществляет выбор.

Ещё одним из вопросов, который вызывает большой психолингвистический интерес, является историческое развитие структуры высказывания. Однако он остаётся нереализованным из-за того, что имеющиеся данные недостаточно систематизированы. Пристально этой проблемой занимались А. А. Потебня и его ученик Д. Н. Овсянико-Куликовский, которые предполагали, что в древности речевой единицей являлось не слово, а предложение.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Владимировна Попова

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис