Сущность понятия «групповая терапия»
Групповая терапия – это разновидность психотерапии, в рамках которой психолог играет роль ведущего, а другие участники группы помогают человеку решить его внутренние конфликты, снять психоэмоциональное напряжение, избавиться от комплексов и устоявшихся стереотипов мышления и поведения.
Групповые занятия могут быть открытыми и закрытыми, могут проходить как в рамках довольно больших групп, так и маленьких. Однако, специалистами отмечена наиболее высокая эффективность групп, в которых участвуют семь- восемь человек. Такой размер групп оптимален, он способствует поддержанию близости участников и формированию обратной связи, которая является крайне необходимой для эффективной психотерапии.
Стоит отметить, что в зависимости от вида и основной цели такой группы, прогнозируемых результатов и общей концепции, которую применяет ведущий психотерапевт, он самостоятельно подбирает состав группы, учитывая как существующие демографические различия, например, возраст и пол участников, так и проблемы потенциальных участников, их личностные особенности. Так, например, если в рамках групповой терапии необходимо поддержать людей, больных депрессивными расстройствами, недавно переживших утрату, людей с различными комплексами, то в таком случае состав группы должен в обязательном порядке подбираться в определенной степени однородный, т.е. из людей, которые имеют схожие проблемы и симптоматику, находятся в одной возрастной категории и социальной страте. В таком случае атмосфера в группе наиболее благоприятной для решения проблем ее участников.
Терапевтические факторы групповой терапии
На сегодняшний день специалистами выделены следующие наиболее важные терапевтические факторы, имеющие особое значение в рамках групповой терапии:
- внушение надежды. В рамках групповой психотерапии внушение надежды и ее постоянное укрепление можно назвать одним из наиболее важных, даже решающих, факторов выздоровления. Это связано с тем, что вера пациента в исцеление также оказывает позитивное влияние на состояние пациента. Так, например, недавние исследования продемонстрировали прямую связь между наличием надежды у пациента и эффективностью проводимой терапии;
- универсальность. Огромное количество пациентов обращаются к психотерапевтам, будучи уверенными в том, что никто не мучается с недугами больше их, что они одни во всем мире подвержены навязчивым состояниями, депрессивным расстройствам и т. д. В большей степени такое чувство собственной уникальности связано с социальной изоляцией, со сложностями, которые человек испытывает в процессе общения и т.д. В рамках групповой терапии, особенно на ее первоначальном этапе, разубеждение человека в уникальности его проблем является одним из наиболее важных факторов, которые способны в значительной степени улучшить его состояние;
- информирование. Большинство пациентов в ходе терапии знакомится с особенностями функционирования психики человека, проявлениями болезней через различные симптомы и общими принципами групповой терапии. Как привило, подобное образование носит скрытый характер;
- корректирующий анализ влияния родительской семьи. Специалистами отмечено, что 97% пациентов, которые приходят по той или иной причине в группу, имеют историю с негативной окраской, подарившую им неприятный опыт, приобретенный в наиболее важной для становления и социализации личности среде – в родительской семье. Группа характеризуется большим количеством сходств с семьей, и зачастую психотерапевтические группы возглавляет дуэт, который состоит из мужчины и женщины. Такой дуэт необходим, чтобы создать в группе атмосферу, максимально близкую к родительской семье. Таким образом, будучи зависимыми от своего искусственно сформированного мира, члены группы начинают взаимодействовать с ее ведущими, прочими участниками аналогично тому, как осуществляли взаимодействие в родительской семье;
- совершенствование социальных навыков. В отдельных группах, например, в группах, которые подготовляют к выписке и тех пациентов, которые продолжительный период времени провели в медицинских учреждения, а также в юношеских группах, довольно часто внимание участников бывает акцентировано именно на развитии навыков общения. Так, в группе разыгрываются различные роли, например, роль человека, устраивающегося на работу, парня, пытающегося пригласить на танец девушку и т.д. Таким образом, для людей, испытывающим нехватку социальных взаимоотношений, группа дает возможность вступить в полноценное межличностное общение;
- сплоченность группы. На сегодняшний день групповую психотерапию определяют как взаимодействие между интимностью и дистанцией. В этом «между» могут преобладать чувство пустоты, отчужденность, изоляция и тревога, когда общение осуществляется посредством не связанных между собой монологов. При этом в рамках группы возможен и настоящий диалог, когда участники дарят друг другу эмпатию, близость, интимность. Именно подобный «диалог» в психотерапевтической группе и определяет ее сплоченность, выступающую в качестве одного из наиболее изучаемых психотерапевтических факторов группы. Это не только один из важнейших способов психотерапевтического воздействия группы, но и необходимое условие групповой психотерапии с высоким уровнем эффективность. Некоторые специалисты полагают, что сплоченность группы является аналогом «психотерапевтического контакта» в индивидуальной психотерапии.