Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Теория и периодизация социального развития индивида Д. И. Фельдштейна

Все предметы / Психология / Теория и периодизация социального развития индивида Д. И. Фельдштейна
Определение 1

Развитие – это закономерное изменение направленного характера, которое происходит под воздействием внешних и внутренних факторов.

Особенности и основные положения теории Фельдштейна

Предпосылкой создания концепции Фельдштейна стало то обстоятельство, что практически все ранее производимые психологические исследования рассматривали детство «разорванно». В них как, правило, определялись характеристики младенческого, раннего, дошкольного возраста. Фельдштейн же вычленил основную линию развития растущего человека во всем периоде детства, что предопределило возможность отслеживания реальной непрерывности процесса взросления.

Д. И. Фельдштейн подчеркивал потребность в выделении единого образующего начала, поскольку имеющиеся для разных стадий детства показатели взросления в виде отдельных психических новообразований не могут соотноситься с интегрирующим свойством. Последнее одновременно представляет собой общий, постоянно развивающийся и саморазвивающийся в онтогенезе феномен, в отношении которого нужно определить совокупность приобретаемых новообразований.

Чаще всего, давая характеристику генерального направления, подчеркивают такой компонент, как усвоение детьми социальных норм, ценностей, уровня организации общественной жизни. В этом случае индивидуализацию ребенка рассматривают вне социальных связей. Она определяется в качестве реакции индивида, который противопоставлен фактически тем социальным отношениям, где формируется его индивидуальность.

При исследовании детей в разных возрастах удалось установить, что самосознание и самоопределение ребенка (определение его Я) обусловлено характером развивающейся деятельности. Оно представляет собой сложный процесс структурирования в качестве постоянного воспроизводства особенного единства, которое является дуальной позицией-оппозицией («Я» в обществе, «Я» и общество).

Особенности периодизации Фельдштейна

Исследования Фельдштейна показали, что оппозиция между «Я в обществе» и «Я и общество» служит «измерительной основой» дифференцированной характеристики детства в качестве его целостного определения. Как выяснилось, любую из данных оппозиций можно четко связать с соответствующими стадиями детства.

Готовые работы на аналогичную тему

В этой системе присутствует чередование позиций при сохраняющемся их единстве. Далее автор нашел возможность определить два типа рубежей социального взросления ребенка:

  • Промежуточные, которые фиксируют становление социальной позиции детей («Я в обществе»);
  • Узловые, которые относятся к социальной позиции «Я и общество» и фиксируют более глубокие сдвиги качественного характера осмыслении своего Я.

Фельдштейн показал, что в социальной позиции, которая формируется на промежуточном рубеже развития (в год, в шесть и пятнадцать лет), происходит реализация потребности развивающейся личности в рамках приобщения себя к обществу. Этот процесс начинается с рассмотрения себя среди других и завершается утверждением себя среди других (стремлением к самореализации).

На узловом, поворотном рубеже развития (в три года, десять и семнадцать лет), происходит реализация потребности растущего человека, который желает определить собственное место в обществе, ищет общественное признание. Он осознает наличие своего Я и начинает стремиться к реальному выделению Я в системе равноправных отношений с другими.

Такой рубеж способен зафиксировать радикальные сдвиги в социальном развитии, осуществляющемся с помощью индивидуального развития личности. Это отражает стадии, на которых акцент необходимо переносить именно на индивидуализацию в качестве необходимой стороны социализации.

Социальное развитие индивида по Фельдштейну

По данным, которые получил Д. И. Фельдштейн, каждый рубеж одного и того же типа разных возрастных этапов предназначен для открытия нового пространства именно в области действия господствующей позиции. Здесь наращиваются возможности проявления ребенком себя в данной позиции, осуществляется процесс непрерывного насыщения, увеличивается емкость социально освоенного.

Таким образом, автор показал необходимость объективного процесса социального созревания по всей «вертикали» развития. Он отражает реальные изменения уровня социализации в качестве присвоения индивидом норм человеческого общежития и индивидуализации.

Фельдштейн сформулировал в своей периодизации важный принцип. Психология включает два противостоящих подхода к пониманию процесса развития личности:

  1. Развитие в качестве присвоения социального опыта, норм и ценностей;
  2. Развитие в качестве индивидуального раскрытия своего Я (совершается через внутренние законы становления личности).

Автор теории показал, что оба представленных подхода являются только двумя взаимосвязанными сторонами единого процесса становления личности. Один из основополагающих в этой концепции считается тезис о том, что на каждой стадии социализации (индивидуализации) происходит образование своеобразного «узла», связывающего в единый результат достижения обоих сторон деятельности. Наряду с этим, происходит фиксация «снятия» как преобладающей активности одной деятельности с одновременным началом развертывания преобразовательной энергии другой деятельности. Она становится ведущей на следующей стадии, так как открывает новое поле жизнедеятельности субъекта и обеспечивает новое пространство его социальных завоеваний.

На основании этого, Д. И. Фельдштейн разработал социально-нормативную периодизацию современного детства. Она отлично согласуется и соответствует периодизации Д. Б. Эльконина, которая основана на изменении ведущего типа деятельности. Все это дает возможность рассмотреть содержательные аспекты процесса взросления и его уровни в виде стадий, периодов, этапов и фаз.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис