Онтогенетическое развитие – это индивидуальное развитие организма, включающее систему последовательных изменений морфологического, физиологического и биохимического характера.
Теории онтогенетического развития психики в зарубежной психологии
Зарубежные теории онтогенетического развития очень авторитетны. Они оказали большое воздействие на развитие современной психологии развития. Их делят на две группы в зависимости от позиции в решении центральной проблемы онтогенеза, суть которой заключается в вопросе, что в большей степени определяет человеческое развитие — природа или воспитание (факторы наследственности или внешней среды).
Биогенетические теории в зарубежной психологии развития берут свое начало с теории Ч. Дарвина. Этот ученый первым сформулировал идею о том, что генезис должен подчиняться определенному закону.
В состав ранних психологических теорий можно также включить концепцию рекапитуляции Ст. Холла. Она стала результатом перенесения биологического закона на онтогенетический процесс развития ребенка. Название данная группа концепций получила по биогенетическому закону, сформулированному Э. Геккелем и И. Мюллером в отношении эмбриона. Эти ученые считали, что в процессе внутриутробного развития животные или люди кратко повторяют те этапы, которые проходит весь вид в собственном филогенезе. В рамках биологии данный закон был подвергнут жесткой критике.
В концептуальной схеме биогенетического подхода, признающего ведущую роль наследственности в развитии ребенка, сформировалась концепция. Она предусматривала 3 ступени детского развития (К. Бюлер) и была интересна попыткой провести качественный анализ аспектов процесса развития. После выделения этапов развития поведения развернулась научная борьба.
В процессе развития представлений об источнике и причинах развития психики в онтогенезе актуальным стал вопрос о том, каким образом проявляются приобретенные формы поведения. Оказалось, что это происходит не напрямую под воздействием наследственности, а под влиянием окружающей среды.
Соотнесение среды и наследственности рассматривала теория конвергенции (теория двух факторов). Ее разработку произвел В. Штерн. Несколько дальше этого ученого пошел А. Гезелл, который выявил, что развитие является не простой функцией (определяется х-элементами наследственности и у-элементами среды). Он предположил, что это самообусловливающийся процесс, так как развитие представляет собой адаптацию или приспособление ребенка к окружающей среде.
Теории Пиаже и Эриксона
Наиболее плодотворным европейским направлением исследования внутренних причин и закономерностей онтогенетического развития стала теория швейцарского психолога Ж. Пиаже. Она получила название Женевская школа генетической психологии, а ее последователи занимались изучением происхождения и развития интеллекта у детей.
С позиции Ж. Пиаже, интеллект, как и любые другие живые структуры, не просто проявляет реакцию на раздражитель. Он также может расти, меняться и адаптироваться к миру. Цель развития представляет собой адаптацию к среде.
Еще одна теория — эпигенетическая теория развития личности, разработанная Э. Эриксоном, возникшая на основе практики психоанализа. Она отличалась от теории 3. Фрейда тем, что ее модель развития была психосоциальной, а не имела психосексуальный характер.
В своем труде «Детство и общество» Эриксон предоставил модель «восьми возрастов человека». По его мнению, любой человек в своем развитии должен пройти через 8 кризисов (конфликтов). Психосоциальная адаптация, которую индивид достигает на каждом этапе развития, в более позднем возрасте меняет собственный характер.
Роль теории Эриксона состоит в том, что этот ученый первым дал характеристику стадиям всего жизненного цикла. Также он ввел поздние возрасты в сферу интересов возрастной психологии и сформировал психоаналитическую концепцию об отношениях Я и общества.
Теории развития в отечественной психологии
В российской психологии самая популярная теория онтогенетического развития была разработана Л. С. Выготским. Этот ученый впервые выдвинул предположение о том, что исторический подход необходимо принять в качестве ведущего принципа построения психологии. Он теоретически критиковал биологические, натуралистические концепции человека, противопоставляя им собственную концепцию культурно-исторического развития.
Выготский считал, что в процессе онтогенеза все своеобразие перехода ребенка от одной системы активности (животной) к другой (человеческой), состоит в смене одной системы на другую. В этом случае происходит одновременное и совместное развитие двух систем.
В соответствии с культурно-исторической концепцией автора, которую продолжили развивать его ученики А. Н. Леонтьев и А. Р. Лурия, через организацию внешней деятельности организуется внутренняя деятельность. Последняя включает саморазвивающиеся психические процессы.
Культурно-историческая концепция позволила сформулировать законы психического развития ребенка. Важный среди них — это закон формирования высших психических функций. С этим законом тесно связан и развивает его содержание закон неравномерности детского развития. Он гласит, что каждый аспект психики ребенка обладает оптимальным периодом развития, который в психологии развития назвали сензитивный период.
Возрастная сензитивность — это характерное для определенного возрастного периода оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов.
Выготский считал, что движущая сила психического развития заключается в обучении. Важно отметить, что развитие и обучение представляют собой разные процессы, при этом для процесса развития характерны внутренние законы самовыражения.
Автор теории провел экспериментальные исследования, выявляя отношения между обучением и развитием. Он изучал житейские и научные понятия, исследовал усвоение родного и иностранного языка, устную и письменную речь, зону ближайшего развития.