Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Теория личности Б. Г. Ананьева

Все предметы / Психология / Теория личности Б. Г. Ананьева
Содержание статьи

Сущность понятия «личность»

Определение 1

Личность — это в полном мере состоявшийся человек с собственной сформированной в течение всей жизни определенной системой ценностей, привычек, моделью поведения, моделью взаимодействия с прочими личностями. Таким образом, под личностью в рамках психологии на сегодняшний день понимают систему психологических характеристик, оказывающих прямое влияние на поступки человека и поведением в целом.

Стоит отметить, что все личности индивидуальны, поэтому в мире не существует двух одинаковых людей.

На сегодняшний день также существуют и прочие научные определения термина «личности». Так, например, под личностью понимают индивида, готового нести полную ответственность за собственную жизнь, контролирующего в полной мере свои действия, поступки и выбор.

Таким образом, под термином «личность» понимают систему различного рода привычек, которые вырабатывались в течение достаточно продолжительного периода времени, и предпочтений индивида, его эмоциональный настрой, т.е. практически уникальный набор черт и особенностей человека не только на психологическом, но и физиологическом уровнях.

Концепция личности Б. Г. Ананьева

Одной из теорий личности, которая получила широкое распространение, была концепция Б.Г. Ананьева.

Основной идей данной концепции можно назвать абсолютное единство биологического и социального в человеке, которое проявляется в единстве таких его макрохарактеристик как индивид, личность, индивидуальность.

Основной особенностью ананьевского подхода к личности является ее включение в достаточно широкий антропологический контекст, контекст человекознания. Смелость включения психологии в систему наук о человеке, заключалась во введении психологии в систему связей, которые ранее не принимался в расчет и не учитывался даже при полноценном анализе личности.

Готовые работы на аналогичную тему

В качестве основной заслуги Ананьева можно назвать включение личности в интегральную систему человекопознания. В его концепции присутствуют непосредственно антропологический, исторический, онтогенетический, возрастной и прочие аспекты исследования проблемы личности. В рамках разработанной теории Ананьев выступал против распространенной в 50-60-х годы прошлого века среди российских ученых тенденции некоторого сосредоточения вокруг проблем структуры личности, абстрагированных от реального временного протекания ее жизненного цикла.

Таким образом, историческое, биографическое и иное измерения в концепции Ананьева предстают как временное измерение личности. Конечно, непосредственный приоритет введения проблематики жизненного пути в российскую теорию личности принадлежит Рубинштейну, однако, тщательная разработка проблем «жизненного цикла личности», его различных периодизаций перерастает в рамках концепции, разработанной Ананьевым, в условно обобщенную постановку проблемы времени в психологии личности. Ананьев провел тщательный и скрупулёзный анализ концепции жизненного пути, которая была разработана ранее Ш. Бюлером, и на ее базе показал, что жизнь человека абсолютно соответствует иерархическому принципу. Желая уделить особое внимание именно этому обстоятельству, Ананьев разрабатывает понимание индивидуальности именно в качестве процесса достижения личностью высшего уровня развития своей сущности и в целом жизни.

В отличии от большей части отечественных ученых, развивающих направление личности, Ананьев изучал социальную детерминацию личности не абстрактно, как например, Рубинштейн или Леонтьев, которые трактовали в целом общественные отношения, а с учетом сформированных к тому времени различных социологических позиций. Именно Ананьев, обозначая человека как общественного индивида, определяет его посредством различных социальных ситуаций его развития, статуса и образа жизни в целом. Ученый отмечает, что в подобном аспекте личность можно рассматривать как объект общественного развития. В таком случае качество субъекта совпадает с собственно психологической трактовкой личности как целостной системы отношений, установок, мотивов, моральных ценностей и т. д.

Немного позже Ананьев пришел к «отделению» личности от свойств субъекта, т. е. непосредственному расширению структуры личности человека (но весьма обобщённо, в силу воздействия отчуждения). Но это уже несколько иное основание для определения сущности субъекта, которое, в первую очередь, связано с возможностью / невозможностью реализации собственной творческой сущности в различного рода событиях, ситуациях. Таким образом, в рамках концепции личности, разработанной Б.Г. Ананьевым, совершенно отсутствует понимание субъекта как субъекта жизненного цикла, что противоречит распространенной в 50-х ХХ века концепции, предложенной Рубинштейном. Подобное понимание подразумевает раскрытие зависимости между жизненным путем отдельного человека от его личности. Стоит отметить, что в данном случае речь идет не столько о биографическом подходе, который в обязательном порядке учитывает существующие индивидуальные различия жизненного пути, сколько о собственно субъектном, в рамках которого конкретизируются основные характеристики модели поведения, в целом жизни личности.

Таким образом, разработанная Б.Г. Ананьевым концепция личности в силу его комплексного подхода оказалась достаточно многоаспектной, позволившей в то же время объединить огромное число частных или не сопоставимых теорий личности.

Личность в данной концепции выступала в качестве составляющей социума, которая развивается в онтогенетическом цикле. Стоит отметить, что теория личности Ананьева на современном этапе развития не потеряла своего значения.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анастасия Владимировна Ширко

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис