Определение специальной психологии
Исследование особенностей психического формирования детей с «аномалиями» проводилось специальной психологией со времени ее зарождения в русле дефектологии. Психическое формирование других категорий детей с отклонениями (слабо обусловленные нарушения, одаренность и др.) часто было предметом исследования педагогической и детской психологии.
Специальная психология – область психологической науки, которая изучает людей, для которых свойственно отклонение от нормального психического формирования, связанное с приобретенными или врожденными качествами.
На основании такого исследования обусловливаются возможности и направления компенсации дефектов разной сложности, формируется концепция обучения и воспитания людей, которые имеют нарушения психического формирования.
Цель специальной психологии ‒ исследование индивидуально-типических особенностей при нарушенном формировании, факторов, структуры и механизмов нарушений в развитии, а также обоснование и выработка стратегий деятельности, направленной на улучшение качества жизни людей с нарушениями.
Логика специальной психологии такова: от описания феномена нарушений к его психологической квалификации и от психологической квалификации к нахождению средств и путей адекватной поддержки и помощи, разрешающих задачи социализации людей с нарушением в развития. Другой значительный компонент данной парадигмы ‒ раскрывание закономерностей развития отношения общества и отдельных его членов к лицам с нарушениями формирования, определение динамики суждений общества на проблемы, которые связаны с «инакостью», в задачах приумножения толерантности к таким лицам и их полноценного приспособления.
Это путь от простого наблюдения к раскрытию скрытых механизмов и причин отмечаемых явлений, к обнаружению того, что располагается за «фасадом». Это также путь выработки тактики и стратегии социальной помощи или адаптации для людей с нарушениями в формировании психики.
Формирование задач специальной психологии
Задачи специальной психологии претерпевали существенные изменения в процессе ее становления. Такие трансформации были сопряжены с ее собственным научным пространством и первенствующими связями со смежными науками; увеличением или уменьшением контингента лиц, которые являются объектом исследования; а также воззрениями общества на «инакость». В зависимости от категории лиц рассматривались в качестве объекта специальной психологии, корректировалось содержание ее задач как науки.
Большая часть задач специальной психологии обращено на детей. Эта популяция, как известно, в аспекте формирования включает в себя три большие категории: нормально развивающихся детей, одаренных детей (атипичное положительное развитие, «со знаком плюс»), детей с различными отклонениями и нарушениями в формирования, проявленным на разном уровне и с девиантным поведением (атипичное отрицательное формирование, «со знаком минус»).
Таким образом, задачи специальной психологии должны быть распределены на две категории по полюсу отклонения от нормативности: относительно людей с положительными и отрицательными отклонениями формирования.
Сами положительные и отрицательные отклонения неоднородны и требуют дифференцированного исследования.
Объект специальной психологии как науки неоднороден: это дети и лица прочих возрастных категорий, которые имеют нарушения формирования как «со знаком плюс», так и «со знаком минус». У каждой возрастной категории структура психики, механизмы ее патологии, а также возможности коррекции и компенсации отклонений значительно различаются, что оказывает влияние и на процессы социализации, а, значит, на качество и образ жизни. Ход социализации лиц различного возраста с патологией развития находится в зависимости от отношения к ним общества.
Таким образом, при общности задач специальной психологии их точное содержание находится в зависимости от изучаемого объекта и сопряжено с обусловленным общественно-историческим контекстом.
Теоретические задачи специальной психологии
В ходе формирования специальной психологии ее задачи конкретизировались, так как ученые, обращаясь к решению научных вопросов, соединяли (или разделяли) их по разнообразным критериям. Систематизирование задач относительно отрицательных нарушений в формировании ребенка впервые была определена В. И. Лубовским. Он объединил данные задачи по практической ориентированности и научному содержанию.
Первая группа задач ‒ теоретические общенаучные задачи, которые касаются вопросов формирования психики ребенка с нарушениями в развитии. Среди них можно обратить внимание на такие направления исследования:
- раскрытие закономерностей формирования и проявлений психики, общих для аномальных и нормальных детей;
- обнаружение общих закономерностей формирования, свойственных всем аномальным детям;
- выявление особых закономерностей формирования и проявлений психики разных категорий детей с нарушениями;
- определение зависимости формирования и проявлений психики от характера, механизмов и уровня выраженности аномалии.
Вторая группа задач ‒ исследование аномалии развития и формирования определенных форм деятельности психики и ее психических процессов у разнообразных категорий детей с нарушениями, то есть исследование закономерностей развития личности, умственной деятельности, восприятия, речевого развития, памяти.
Третья группа задач специальной психологии ‒ раскрытие возможностей компенсации дефекта и формирования психики в целом.
Четвертая группа задач ‒ построение научных оснований, средств и методов обучения различных категорий детей с патологиями в развитии, теоретическое объяснение определенных путей их обучения.
В работах прочих авторов задачи специальной психологии определялись в границах разрешаемых исследователями проблем, все же общая их систематизация в литературных источниках отсутствует.
Решение данных ключевых задач стало достижимым в процессе изучения целого ряда частных вопросов в определенных сферах специальной психологии (скажем, психологии глухих, умственно отсталых, психологии детей с нарушениями речи и др.). Установление того, скажем, какова зависимость отдельного процесса психики от состояния анализатора, установление роли неповрежденных морфофункциональных систем, проявление действия разных дефектов формирования психики на развитие личности ‒ характеризует решение общих проблем специальной психологии.