В современной западной социально-психологической науке выделяют следующие основополагающие теоретические подходы:
- социокультурный,
- эволюционный,
- социальное научение,
- феноменологический,
- социально-когнитивный.
Каждый из данных подходов представляет собой комплекс теорий, которые объединены общей методологической концепцией.
Социокультурный подход
Социокультурный подход — методологический подход на основе системного подхода, суть которого заключается в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека.
Основы подхода были определены в одном из первых учебников по социальной психологии Э. Росса, который был опубликован в 1908 г. По его суждению, источники социального поведения людей свойственны не определенной личности, а социальной группе. Э. Росс оценивал группу как своеобразную целостность, которая обладает свойственным ей сознанием. В самом начале своей книги Э. Росс рассматривал социальную психологию как науку о «психических стадиях и течениях, которые возникают среди людей вследствие их связей».
Так же, как и Э. Росс другие теоретики акцентируют внимание на значимости социального окружения в психических проявлениях отдельных индивидов. В согласовании с современным социокультурным подходом считается, что воззрения, ценности и предрассудки человека определены, прежде всего, условиями в социальной группе (социальный класс, нация, культурные нормы).
В центре представленного теоретического подхода находится культурная концепция, которую самым общим образом определяют как убеждения, знания, язык и обычаи, которые передаются из поколения в поколение в границах обусловленного общества.
Следовательно, можно говорить о том, что социокультурный подход дает объяснение социальному поведению как воздействию больших групп социального обществе.
Эволюционный подход
Эволюционный подход — теоретическое направление, ищущее причины социального поведения в физических и психологических склонностях, помогавших нашим далеким предкам выживать и производить потомство.
Если исследователи социокультурного направления анализируют в первую очередь отличия в поведении людей, которые представляют различные культуры, то приверженцы эволюционного подхода, напротив, заинтересованы явлениями их сходства, как в разнообразных культурах, так и среди разных представителей живых организмов (в том числе человека).
Основы подхода были представлены в другом раннем учебнике по социальной психологии У. Макдугалла, также изданным в 1908 г. В данном учебнике автор анализирует истоки социального поведения личности в его психической и физической расположенности, которая могла помочь нашим предкам оставаться в живых и давать потомство.
Центральной для эволюционного подхода считается идея естественного отбора, которая была выдвинута Ч. Дарвином. Ч. Дарвин утверждал, что у животных, адаптированных к условиям жизни, существует больше шансов остаться в живых, и произвести на свет жизнестойкое потомство, передав ему по наследству качества для выживания. Со временем новые качества живых организмов, которые подходят для среды и приходят на замену в меньшей степени подходящими для жизни и т.д.
Теория социального научения
Теория социального научения — популярная теория научения в психологии, в соответствии с которой поведение человека определяется постоянным взаимным влиянием поведенческих, когнитивных и средовых факторов.
Значительно более популярной и современной теория социального научения. Данный подход к изучению социального поведения обязан своим происхождением трудам Р. Уолтерса и А. Бандуры, в которых социальное поведение рассматривается как результат предшествующего опыта индивидуума и его научения в ходе получения наказаний и вознаграждений. При этом в особенности подчеркивается роль подражания в формировании тех или других форм поведения. Обширную известность получили исследования А. Бандуры по моделированию обучения детей с помощью наблюдения. Так, скажем, было замечено, что дети могут обучиться агрессии, наблюдая за разными формами агрессивного поведения взрослых.
Сделанные на основе опытов выводы подкрепляют положение о том, что агрессия не считается свойством, безусловно, свойственным человеку (как считают многие), но может обнаруживаться результатом действий со стороны окружения. А. Бандура также акцентировал внимание на роли ожиданий, убеждений, возможности выбора и самоподкрепления как немаловажных условий, обусловливающих индивидуальное поведение.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что представленный подход уделяет ключевое внимание опыту научения в прошлом как детерминанте социального поведения индивида.
Феноменологический подход
Феноменологический подход – это подход, где главным является не поведение, а содержание воспринимающего и переживающего сознания.
В отличие от трех перечисленных выше подходов, которые уделяют внимание окружающей среде, феноменологический подход, напротив, делает акцент на оригинальной точки зрения индивида, или его феноменологии. В согласовании с подобным подходом, который берет свое начало с трудов К. Левина, социальное поведение личности направляется как раз его субъективной интерпретацией событий социального мира. Ключевым в концепции К. Левина на социальное поведение личности считается понятие «жизненного пространства». В это «жизненное пространство» включается весь комплекс вероятных событий, которые воздействуют на личность из прошлого, настоящего и будущего, как это ему представляется. При этом поведение личности являет собой его движение через участки этого жизненного пространства. Одни из данных участков являются привлекательными, а другие ‒ не привлекательны.
К. Левин считал, что интерпретация человеком той или другой ситуации сопряжена с его целями. Общепризнано, что подход К. Левина, который основан на целях, взаимодействия личности и ситуации и феноменологии, оказал очень значительное влияние на развитие социальной психологии.
Следовательно, сущность феноменологического подхода заключается в том, что социальное поведение направляется субъективной интерпретацией личностью событий, которые происходит в окружающей среде.
Социально-когнитивный подход
Считается, что внимание исследователей феноменологического подхода к внутреннему опыту личности привело к тесной связи когнитивной и социальной психологии, которая подчеркивает роль «внутренних», ментальных процессов.
Социально-когнитивный подход - это теоретическое направление, фокусирующие внимание на процессах психики, определяющих, как человек замечает социальные события, интерпретирует их и запечатлевает в памяти.
Ключевая проблематика когнитивной психологии ‒ это процессы восприятия, ощущения, интерпретации, суждения и запоминания событий.
Сторонники данного подхода исследуют психические процессы, которые связаны с тем, какие именно события притягивают внимание человека, как он объясняет данные события и сохраняет в своей памяти. Предполагается, что социальное поведение человека направляется его вниманием к тому или другому аспекту ситуации, его пониманием данной ситуации и, в конечном счете, сформировавшимися у него ассоциациями этого события с подобным опытом прошлого, оставшимся в памяти.
Таким образом, социально-когнитивный подход концентрируется на ментальных процессах, которые участвуют в том, каким образом индивид обращает внимание на социальные события, разъясняет их и сберегает в памяти.
Проанализированные выше разнообразные подходы к осмыслению социально-психологических явлений не находятся в противоречии друг другу. Каждый из них представляет собой только одну из граней социально-психологического анализа. Потому обозначенные подходы можно рассматривать как взаимодополняющие друг друга. Только соединение всех этих подходов, их комплексное применение обеспечивают всестороннее изучение того или другого явления социальной психологии.