Определение специальной психологии
В течение многих лет проблемы исследования, воспитания обучения детей с отклонениями в формировании интегрировались в рамках дефектологии. Отклонения в формировании психики в дефектологических исследованиях исследовались с клинических, педагогических и психологических позиций.
Специальная психология ‒ раздел психологии, который изучает психолого-педагогические особенности лиц с недостатками физического и психического формирования, обусловленных патологией центральной нервной системы (ЦНС), нуждающихся в специальных условиях воспитания, социальной адаптации и обучения.
Специальная психология занимается изучением причин, закономерностей и сущности отклоняющегося (нарушенного) психического формирования, психологические свойства детей с недостатками в формировании познавательной деятельности и волевой и эмоциональной личностной сферы.
Специальная педагогика является составной частью педагогической науки, одной из ее ветвей и разрабатывает прикладные и теоретические моменты специального образования и воспитания детей с особенностями в психическом и физическом становлении, для которых образование в типичных педагогических критериях, определяемых существующей культурой, при поддержке общепедагогических средств и методов, невозможно или вызывает определенные затруднения.
Цель, объект и предмет специальной психологии
Цель специальной психологии как науки состоит в исследовании закономерностей и особенностей формирования психики у лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в разных условиях.
Она занимается обоснованием методик и методов обучения, используемых для лиц с ограниченными возможностями здоровья; выработкой и описанием условий воспитания и обучения, которые принимают во внимание особенности формирования ребенка с ОВЗ и предельно содействуют преодолению существующих у него отклонений.
Объектом изучения специальной психологии являются психологические закономерности и особенности формирования психики человека с ОВЗ.
Это категория детей с сенсорными, эмоционально-волевыми, интеллектуальными, физическими и прочими патологиями в психофизическом формировании.
Термин (дети с ОВЗ) в своем формировании прошел ряд эволюционных этапов: «аномальные дети», «дефективные дети», «дети с проблемами в развитии», «дети с отклонениями в развитии», «дети с особенными потребностями в образовании», «дети с ОВЗ».
Предметом специальной психологии называют изучение процесса психического формирования в особых условиях.
Само же нарушенное формирование, которое является результатом влияния данных условий, представляет собой устойчивое изменение характеристик функционирования психики и темпов ее возрастной динамики, достоверно различающихся со средними значениями соответствующих для представленного возраста.
Направления специальной психологии
Появление специальной психологии (от греч. specialis ‒ своеобразный, особенный) как самостоятельной области психологической науки и практики можно отнести к 60-м гг. XX века. Специальная психология появилась и формировалась как пограничная область знаний, которая тесно связана с общей психологией, медициной, педагогикой и направлена на теоретическую и практическую дефектологию.
Раньше всех сформировались, как в теоретическом, так и прикладных качествах следующие течения специальной психологии, как:
- психология глухих (сурдопсихология);
- психология умственно отсталых (олигофренопсихология);
- психология слепых (тифлопсихология).
На сегодняшний день отмечается настроенность к пересмотру клинико-психологических понятий и их смене понятиями психолого-педагогическими (вместо «психология умственно отсталых» и «олигофренопсихология» все чаще применяются понятия «психология детей с провленными (стойкими) отклонениями в интеллектуальном формировании», «психология детей с недоразвитием познавательной области» и др. Кроме обозначенных направлений современная специальная психология включает в себя:
- психологию детей с ЗПР;
- психологию детей с нарушениями поведения и эмоционально-волевой сферы;
- психологию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- психологию детей с речевыми нарушениями;
- психологию детей со сложными дефектами развития.
В свою очередь, пециальная психология входит как важная часть в дефектологию ‒ интегративную научную сферу, которая охватывает проблемы многопланового исследования, воспитания, образования, подготовки детей и взрослых с нарушениями умственного и физического становления к трудовой деятельности и самостоятельной жизни в обществе.
Структура специальной психологии
Структуру современной специальной психологии ряд самостоятельных психологических дисциплин:
- олигофренопсихология (наука, исследующая отличительные черты психического формирования детей с патологией интеллекта);
- сурдопсихология (наука, исследующая особенности психического формирования детей, имеющих патологии слуха);
- тифлопсихология (наука, исследующая особенности психического формирования детей, имеющих патологии зрения);
- логопсихология (наука, исследующая особенности психического формирования детей, имеющих дефекты речи).
Необходимо обозначить, что в специальной психологии продолжается процесс появления новых течений научных исследований, скажем, изучение детей с расстройством аутистического спектра (РАС) или РДА, с синдромом Дауна, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с поведенческими нарушениями, а также с другими расстройствами ‒ слепоглухота, слепота или глухота с нарушениями интеллектуальной сфере и. т.п.
В условиях специального воспитания и обучения у детей с нарушениями в развитии корректируется или сглаживается их обусловленная биологически недостаточность. Собственно, данная система является методологическую основу дефектологии, которая позволяет с оптимизмом оценивать возможности формирования на дефектной основе.