Самоорганизация
Самоорганизация личности - это сознательная и произвольная деятельность человека, направленная на упорядочение и организацию собственной жизни. Иными словами, это процесс совершенствования личности как динамической системы самим субъектом.
Основой самоорганизующегося поведения является тенденция к развитию, стремление снять противоречие между устойчивостью системы и тенденцией к функциональным изменениям.
Самоорганизация проявляется в умении планировать и организовать собственное время так, что быть эффективным в своей профессиональной, семейной и личной деятельности. Также она проявляется в материальной грамотности и осознанности, способности принимать решения в сложных ситуациях, не бояться брать на себя ответственность.
Самоорганизация включает в себя такие способности как видение собственных сильных сторон и зон роста, умение анализировать собственную деятельность: ее результаты, недочеты, выделять причинно-следственные связи, критически оценивать собственную деятельность.
Основные качества личности, способствующие развитию личностной организации, это самоконтроль, целеустремленность, самоанализ и рефлексия, адекватная самооценка. Самоорганизация способствует усложнению личностной структуры, выступает одним из главных факторов повышения адаптации человека к внешним условиям.
Личность, способная к самоорганизации, отличается внутренней активностью, которая проявляется как личностная устойчивость к внешним воздействиям и внутренним изменениям, самовозобновляемость, стремление к самоусложнению.
Внутренняя активность личности - это специфический вид активности, который является главным фактором самодетерминации личности: за счет возрастания внутренней активности внутренняя структура личности усиливается, повышается ее качества и количество взаимных связей в свойствах единого целого.
Внутренняя активность личности выражается в активной жизненной позиции, наличии жизненных смыслов, личностной концепции, жизненной стратегии.
Таким образом, самоорганизация позволяет объединить в единую систему внешнюю и внутреннюю активность личности, реализовав ее в деятельности, мотивированной саморазвитием.
Эффективное взаимодействие
Эффективностью, как правило, является сочетание результативности и удовлетворенности проделанной работы.
С точки зрения точки зрения производства, эффективность - это соотношение результата и затраченных на его получение ресурсов
В психологии понятие эффективности имеет более гуманистическую направленность: в рамках социальной психологии, эффективность включает в себя и субъективный фактор - это удовлетворенность от процессов труда, в результате которого был произведен продукт.
Если говорить об эффективном взаимодействии, то многие авторы отмечают, что это высокая степень достижения цели с минимальными затратами по времени и энергии, а также наличием чувства удовлетворенности деятельностью, результатами труда, межличностными проявлениями.
Таким образом, можно сказать, что эффективность взаимодействия проявляется в достижении максимального результата при минимальных энерго-временных и психологических затратах. Под психологическими затратами понимаются: характер межличностных отношений, стили и модели взаимодействия, уровень конфликтности.
Основные направления оптимизации эффективности в межличностном взаимодействии:
- формирование групп сотрудников с помощью специального профессионального отбора, который включает определенные личностные качества и особенности и стили поведения, обеспечивающие оптимальный психологический климат в коллективе;
- четкое распределение обязанностей и функций среди сотрудников, распределенных в оптимальной системе коммуникаций и взаимодействий среди сотрудников;
- развитие навыков эффективного общения среди сотрудников, повышение коммуникативной культуры, развитие способов разрешения сложных коммуникативных и конфликтных ситуаций
Основные технологии самоорганизации и самоуправления
Навыки самоорганизации и эффективного взаимодействия являются неотъемлемыми компонентами общего процесса саморазвития личности, ибо самоорганизация помогает нам выстраивать себя, свои планы и интенции в контексте общего массива действий, а навыки эффективного взаимодействия позволяют оптимальным способом реализовывать эти планы в контексте других людей.
Основными технологиями саморазвития личности являются:
- самовоспитание,
- самообразование,
- самообучение.
Однако выделяют и более сложные их формы:
- Самопрогнозирование - построение образа Я в будущем, моделирование своего личностного или профессионального портрета в виде наиболее ярких черт.
- Самопрограммирование - это построение конкретной программы действий, включающей в себя: цель программы, задачи каждого этапа, перечень необходимых средств для решения задач, необходимые ресурсы.
- Самопроектирование - это стратегическое направление персонального менеджмента, направленного на развитие конкретных приемов по управлению самим собой, своим временем.
Проект - это такой вид деятельности, который направлен на развитие навыков целеполагания и достижения конкретных целей. Он включает в себя развитие способностей по скоординированному выполнению нескольких взаимосвязанных действий в рамках ограниченного времени.
Самопроектирование реализуется по нескольким направлениям:
- формирование жизненно важных целей: способствует мобилизации собственных ресурсов и определению приоритетов в жизни;
- развитие личностной организованности: способствует умению системно и собрано реализовывать собственные идеи и планы;
- развитие самодисциплины и эмоционально-волевого потенциала: развивает навыки управления самим собой, своими волевыми качествами;
- развитие понимания и самосознания техник личной работы (принципов организации собственного труда);
- поддержание здоровья (развитие работоспособности).