Шацкий Станислав Теофилович (1 (13) июня 1878 – 30 октября 1934) – русский и советский педагог-экспериментатор.
Краткие биографические данные
Родился в 1878 году в селе Воронино (Смоленская область) в дворянской семье. Обучение проходил в 6-ой Московской гимназии в Москве. Затем, в 1893 году продолжает обучение в Московском университете (сначала на механико-математическом факультете, затем на медицинском факультете).
Не закончив университет, переводится в Петровскую (Тимирязевскую) сельскохозяйственную академию с целью получения знаний по специальности «агроном» и последующего осуществления педагогической деятельности в соответствии с идеями Л.Н. Толстого, направленными на трудовое воспитание детей. В 1905 году, не закончив Академию, покидает её.
На протяжении 1899-1901-хх гг. проходил обучение в Московской консерватории по классу вокала, занятия проходили достаточно успешно, но С.Т. Шацкий, не закончив консерватории, начал заниматься разработкой проблем педагогики.
Попытка создать частную школу не увенчалась успехом, поэтому с 1905 г. С.Т. Шацкий участвует в создании детских клубов. В 1906 г. Участвовал в работе общества «Сетлемент», но спустя два года общество было закрыто, а Шацкий арестован.
В 1910 году принял руководство обществом «Детский труд и отдых». В 1911 году была организована детская колония «Бодрая жизнь».
В 1919 году принимает руководство первой опытной станции по народному образованию, где руководит до 1932 года.
На протяжении двух лет – с 1932 по 1934 года являлся руководителем Центральной экспериментальной лаборатории, одновременно являясь директором Московской консерватории.
Умер в 1934 году.
Вклад в науку
До 1917 года внёс значительный вклад в организацию детских клубов и детских садов. Дети, проживающие в Бутырской слободе и Марьиной роще, посещали созданный С.Т. Шацким и А.У. Зеленко внешкольное учреждение, носящее название «Дневной приют для приходящих детей», на базе которого осуществляли работу мастерские – слесарная, швейная, столярная, чуть позже при приюте было организовано общество «Сетлемент», осуществляющее просветительскую работу. Структурными компонентами общества являлись: детские клубы, детский сад, начальная школа, ремесленные курсы. Обучение детей строилось на базе получения ими практических знаний и навыков, которые могут быть значимы для них в будущей жизни. Помимо этого, осуществлялся воспитательный процесс – формировались важные личностные качества – товарищество, солидарность, коллективизм. Впервые педагогами было организовано детское самоуправление.
После закрытия общества в 1908 году по причине увиденного правительством распространения социалистических идей среди детей, С.Т. Шацкий принял участие в создании общества «Детский труд и отдых», таким образом детский сад, клуб и начальная школа продолжили свою работу.
В 1911 году открылась детская летняя трудовая колония «Бодрая жизнь», в которой жили дети общества «Детский труд и отдых». Организация физического труда являлась основой работы колонии – дети участвовали в приготовлении пищи, самообслуживании, благоустройстве, выполняли работу в условиях огорода, сада, поля, скотного двора. В свободное от физического труда время проводились игры, чтение книг, беседы, ставились спектакли-импровизации, организовывались музыкальные занятия.
Кроме трудового и физического воспитания, работа в колонии решала образовательные задачи – дети получали достаточно полные знания о природе, сельскохозяйственных производствах, у детей формировались трудовые навыки.
Кроме педагогической работы, С.Т. Шацкий разрабатывал проблемы дидактики – им подробно изложены вопросы, направленные на уточнение содержания образования в школах, а также организационные аспекты урока как основной формы учебной работы. Принял участие в разработке методов педагогического исследования - подробно изложены особенности использования педагогического эксперимента, наблюдения, опроса.
Основные труды
Основными трудами С.Т. Шацкого являются:
- Бодрая жизнь (1915 г.) – в книге представлено описание воспитательно-образовательного процесса в летней колонии;
- Этапы новой школы (1923 г.) – в книге содержатся статьи и доклады, посвящённые школьной дидактике;
- Педагогические сочинения (в 4-х т.) – включены статьи и результаты исследований по дошкольному и школьному образованию и воспитанию детей.