Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Способности, одаренность и талант

Все предметы / Психология / Способности, одаренность и талант
Определение 1

Способности - это определенные свойства, которыми наделена личность, являющиеся условиями для успешной реализации конкретной деятельности.

Определение 2

Одаренность – это обладание потенциально высокими способностями.

Определение 3

Талант – это наличие выдающихся способностей, которые проявляются в конкретной области.

Общая характеристика способностей

Существует мнение, что большую роль в формировании способностей играют задатки, то есть свойства личности, которые заложены в ней от природы. Именно они приводят к дальнейшему достижению определенных результатов в той или иной сфере. Задатки могут быть музыкальными, спортивными и т.д.).

Подавляющее число способностей развивается в течение всей жизни. На уровень способностей влияют индивидуальные черты каждой конкретной личности, а также условия, в которой личность воспитывалась. Уровень может повышаться у каждого человека, который имеет огромное желание, стремление, является трудолюбивым и идет к своей цели.

Замечание 1

Мотивация и желание развиваться в определенной области имеют одно из важнейших значений при формировании способностей.

Способности человека делятся на два основных типа:

  • общие (состоят из памяти, умственных способностей, совершенной речи и прочих способностей, определяющих успех в различных областях деятельности);
  • специальные (в данном случае речь идет о специфических сферах деятельности, в которых также проявляются навыки успеха – математика, музыка, техника, лингвистика, спорт, творчество и так далее).

Данные типы способностей могут одновременно взаимодействовать и существовать в одном человеке, развивать и дополнять друг друга.

Готовые работы на аналогичную тему

Помимо основных психологическая наука выделяет также дополнительные типы способностей:

  • Теоретические. В данном случает речь идет о склонности к творческому и абстрактному мышлению.
  • Практические. Такой тип сводится к тому, что у человека имеется интерес к области практических действий.
  • Учебные. Человек обладает способностью быстро и легко усваивать открытую, исследованную, созданную кем-либо ранее информацию. У него присутствуют качества, позволяющие обладать обширными знаниями, характеризующими мир.
  • Творческие. При обладании такими способностями человек имеет возможность создавать что-то новое, как в духовной, так и в материальной сфере деятельности. В сравнении с учебными способностями, творческие позволяют не изучить существующее знание, а создать оригинальное, новое.
  • Коммуникативные. Человек, обладающий такими способностями, как правило, выбирает для себя профессию, непосредственно связанную с общением с людьми. В качестве примера успешной реализации этой способности, можно привести деятельность индивида в дипломатической области, в сфере управления – в таких структурах, где приоритетным качеством является способность умело взаимодействовать с другими людьми и находить с ними компромиссы.

Одаренность как один из уровней способностей

Психологическая наука не предусматривает какого-либо точного мнения о структурном понимании одаренности. Кроме того, наиболее часто данный термин используется в педагогической теории и практике. Педагогика определяет данную категорию как совокупность принадлежащих личности качеств, способствующих успешному освоению навыков и овладению знаниями в ходе учебного процесса.

Говоря о психологии, имеются некоторые точки зрения в отношении одаренности. При этом в подавляющем количестве случаев ее сопоставляют со способностями к познанию, такими как память, внимание, воображение, мышление, творчество. С психологической точки зрения к одаренность состоит из следующих качеств индивида:

  • высокой степени концентрирования своего внимания;
  • хорошей наблюдательности;
  • способностей к частому и быстрому запоминанию информации разного рода;
  • гибкого мышления, которое позволяет использовать категории и понятия из различных сфер знаний;
  • большого объема для хранения (запоминания) информации, а также свободного доступа для ее использования;
  • развитого в высокой степени воображения и мышления;
  • высокого уровня логического мышления;
  • способности к оригинальности, творчеству, нестандартным решениям.

Одаренность является одним из уровней способностей. Она может помочь человеку овладеть разными сферами деятельности. Важно понимать, что такая возможность носит лишь потенциальный характер, так как требуется применение и специальных способностей для того, чтобы достичь успеха.

Талант: сущность и особенности

В практической жизни каждого человека не раз могло встретиться выражение: «Талант от Бога». Это связано с тем, что современная теория считает талант категорией, появляющейся у человека от природы. Талант расценивается многими как определенный дар. При этом существуют и противоположные мнения, которые основываются на суждениях о том, что людям, не обладающим большим желанием развивать свои способности, необходимо найти объяснение своей «бесталанности», поэтому они прибегают к использованию распространенного стереотипа «не дано, значит не дано».

При этом стоит заметить, что талантом, действительно, наделен не каждый. Он характеризуется высоким уровнем специальных способностей, присущих человеку. Базой таланта служат задатки, а именно, те качества, которыми наделила индивида природа. Человек должен быть с рождения расположен к определенному виду деятельности. Наиболее частое проявление такой предрасположенности встречается в физиологических и психологических особенностях человека:

  • активного центра коры головного мозга, отвечающего за способности к математическим наукам;
  • музыкального слуха;
  • скорости реакций психики и т.д.

Все эти особенности служат отправной точкой на пути к развитию своего таланта. Так, невозможно иметь талант от рождения и сразу же обладать способностями к его правильному применению с целью достижения успеха. Сначала им нужно овладеть, а затем достигнуть мастерских результатов.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Екатерина Николаевна Логиновская

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис