Сравнение психики ребенка и животного
Психика— это индивидуальное свойство человеческого или животного организма, заключающееся в его способности к самостоятельному восприятию окружающего мира, построению объективной реальности и регуляции своего поведения и деятельности.
Психика, как явление, присущее живым существам обнаружена исследователями как у человека, так и у животных. Животные, как и люди эмоциональны, способны чувствовать и думать.
Раньше считалось, что у животных нет психики, однако последние исследования доказывают обратное, более того, ученые и психологи уверены в том, что психика животного практически ничем не отличается от психики человека. То есть животное испытывает такие же чувства и эмоции, как человек, практически ничем не уступая.
Ученый и биолог Ч. Дарвин впервые заговорил о том, что животное испытывает схожие психические чувства, что и человек, именно после его заявлений исследователи начали изучать возможные сходства и различия между животными и человеком в этом вопросе.
Также Дарвин говорил о том, что у животных и человека схожи не только эмоции, но и практическое мышление, то есть в целом животные не уступают человеку в этом вопросе.
В дальнейшем ученые стали изучать поведение животных в разных обстоятельствах, а также поведение одного конкретного животного и поведение в группе. Результаты показали, что поведение животных и их эмоциональный настрой очень схожи с поведением и эмоциями человека, что говорит о том, что психика и тех и других имеет множество схожих черт.
Также психологи и ученые пришли к выводу, что вся психология животных основана на двух основных утверждениях:
- Психика животного зависит от генетики. Психика, как и генетическая память, передается животному от родителей. Чем устойчивее психика была у предков, а также, чем выносливее они были, тем крепче психологическая устойчивость животного. Например, если наблюдать за домашними кошками, то можно заметить, что одни более пугливы, другие менее, одни более приспособлены к уличной жизни (могут драться, не боятся резких звуков, идут на контакт с людьми), тогда как другие могут существовать только в уютной квартире;
- Психика животного формируется под воздействием стихийных обстоятельств и факторов внешней среды. Если животное привыкло жить в сытости и достатке, например, домашняя собака, то ее психика более слабая, чем у собаки, которая выросла на улице и терпела голод, холод.
Закалка психики у животных, как и у людей, начинается с самого детства, с условий места обитания. Сложно сравнивать психику льва, который вырос в зоопарке и льва, выросшего в диких джунглях, это будут две разные особи.
Из всего вышесказанного следует, что воспитывать человека и животное необходимо с детства, так как их психика начинает формироваться именно в детском возрасте. Для подтверждения этого обстоятельства в качестве примера можно привести собак, которые воспитывались на улице и собак, которые воспитывались кинологами. Уличные собаки и собаки кинологов будут отличаться тем, что психика обученной собаки куда устойчивее, чем психика необученной собаки. Обученная собака, чтобы среагировать, ждет команды и проявляет агрессию только в необходимом случае, тогда как уличная собака слабоуправляемая, и психика ее не поддается анализу.
Важным различием психики человека и психики животных является то, что человек в отличие от животного с возрастом начинает самостоятельно управлять своей психикой, , сознательно ее регулировать,.
Психическое развитие ребенка и животных: сходства и отличия
Психическое развитие ребенка и животного нельзя назвать одинаковым, несмотря на множество сходств, это обусловлено следующим:
- Ребенок, в отличие от животного, по мере своего взросления начинает познавать мир. Для познания мира ребенок обладает предметностью, осмысленностью, константностью и т.д. С помощью этих свойств ребенок способен накапливать, обрабатывать, анализировать и хранить информацию в своей памяти. Эту информацию в дальнейшем он использует для своего развития. Надо заметить, что у человека довольно большие резервы памяти, все, что происходит с человеком за жизнь, он способен запоминать, со временем информация теряется, но из сознания не уходит;
- Животные в отличие от человека не обладают столь большим резервом памяти, поэтому они не способны запоминать много и сразу, однако небольшой объем памяти у них есть. Обычно самые яркие воспоминания у животных из детства, это запахи, место обитания. Также важно заметить, что животные не могут поделиться своим опытом с другими животными или передать своим потомкам, что и останавливает их в психологическом развитии. Когда животное умирает, его память и опыт умирают вместе с ним, лишь малая часть его памяти или памяти предков передается новому поколению.
Когда человек взрослеет, он начинает активно развиваться, если сравнивать человека и животного на самой ранней стадии – стадии рождения, то их психологическое мышление и инстинкты в целом очень схожи, однако, по мере взросления между ними возникает разница, которая усиливается с течением времени.
При решении несложных практических задач человек и животное ведут себя почти одинаково. Например, если напугать животное или человека, то действия и того и другого будут схожими – испуг, бегство, паника и т. д. Однако, когда практическая задача усложняется, животное начинает явно проигрывать, так как человек применяет логическое мышление, которое отсутствует у животного.
Также разность развития проявляется и в эмоциональной сфере – при рождении и животное и человек уже наделены определенными эмоциями: радость, грусть, тоска и т. д. Однако по мере развития эмоции животного практически не меняются, они естественные и отражают тоже самое, что и отражали при его рождении. У человека эмоции в связи с взрослением начинают интерпретироваться и часто можно видеть, что человек изображает грусть, когда ему совсем не грустно, то есть человек может управлять эмоциями или подавлять их вовсе.
Следовательно, на начальном этапе жизни психика животного и человека схожи, однако в процессе развития и того и другого между ними возникает и увеличивается разница, так как развитие человека происходит гораздо быстрее.