Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей

Виды эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Определение 1

Эмоциональный комплекс – это эмоции, которые имеют разную направленность и придают мотивационную окраску сигналам из внешней среды, одновременно их активизируя.

Замечание 1

Практически все дети, с нормой развития, имеют определенные эмоциональные комплексы и нарушения. Это обусловлено тем, что психика детей подвижна и чувствительная.

Основные виды эмоциональных комплексов у детей:

  1. Страхи – это один из самых распространенных эмоциональных комплексов у детей, особенно присущ тем, кто воспитывается в неблагополучных семьях.

    Причины появления страхов у детей весьма разнообразны. Некоторым присущи ночные страхи (кошмары), кто-то боится темноты или высоты, кто-то боится, что может что-то случиться с их родителями и т.п. Их появление напрямую зависит от негативного жизненного опыта ребенка, эмоциональной чувствительности, уровня самостоятельности, развитости воображения, склонности к тревожности, неуверенности, робости и т.д.

  2. Тревожность – это одна из наиболее сложных проблем современной психологии, так как она не связана с конкретной ситуацией и может проявиться не сразу.

    В случае, если ребенок боится чего-то конкретного, то речь идет о наличии страхов, а вот если он испытывает непонятный для него страх и не может точно указать причину его появления, то речь идет о тревожности. Чаще всего тревожность возникает в семьях, где между родителями возникают конфликты, недомолвки, а общая атмосфера напряженная и тревожная.

  3. Агрессивность – свойственна многим детям, причиной является то, что в случае возникновения определенных сложных жизненных ситуаций ребенок не может найти правильного выхода из нее и единственным решением является физическая реакция.

    Причины агрессии весьма разнообразны, основными являются боязнь быть травмированными, обиженными или отвергнутыми, а также пережитая ранее обида или душевная травма. Агрессия может быть вербальной и физической.

Использование рисования для коррекции эмоциональных комплексов у детей

Определение 2

Коррекция – это особая форма психолого-педагогической деятельности, направленная на создание необходимых благоприятных условий для оптимизации психического развития ребенка и оказания ему специальной психологической помощи.

В настоящее время разработано и активно используется большое количество психологических коррекционных методик, направленных на исправление разнообразных эмоционально-личностных расстройств у детей. Успешность подобранного метода во многом зависит от того насколько оно соответствует психическим особенностям ребенка, типу выявленного у него нарушения или расстройства.

Основным требованиям к методикам, используемым в работе с детьми, является их гибкость. В большей степени данному требованию отвечают методики, в основе которых заложено рисование.

Использование рисования в коррекционной работе с детьми все прочнее входит в практику психологической диагностики. Это связано с тем, что оно имеет ряд преимуществ, перед другими методиками.

«Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Преимущества использования рисования в коррекции эмоциональных комплексов у детей:

  1. Возможно использование с возраста 2-3-х лет.
  2. Относительное небольшое количество времени на проведение метода и значительно высокая информативность, в сравнении с другими методами.
  3. Широкий спектр коррекционных задач, которые можно решить с использованием рисунка (диагностические, коррекционные и учебные)
  4. Широкая область применения. Может быть использован в разных областях психологии (социальная, возрастная, творческая, медицинская и т.д.).
  5. Психологический анализ рисунка подразумевает использование большого количества показателей (качественных и количественных), что говорит о его надежности и валидности в коррекционной работе.

Основным преимуществом рисования является то, что рисуя, ребенок может понять и почувствовать самого себя, освободиться от своих переживаний и внутренних конфликтов. Рисование предоставляет ребенку возможность выразить свое отношение к окружающей действительности.

Спецификой использования рисования в коррекционной работе является то, что данный метод один из самых гуманных по отношению к ребенку. Рисуя ребенок «открывается», психологу легче установить с ним контакт.

Интерпретируя рисунки ребенка, в рамках коррекционной работы, направленной на коррекцию эмоциональных комплексов, необходимо:

  1. Учитывать все объекты и предметы, которые ребенок нарисовал, отмечать странное расположение, окрашивание и форму.
  2. Исследовать рисунок с точки зрения, что пропущено или чего не хватает в общей композиции рисунка.
  3. Что или кто нарисован в центре рисунка, а какие объекты по краям.
  4. Пропорции и размеры изображенных объектов, людей или животных. Зачастую то, что имеет большие размеры и является основной причиной эмоциональных комплексов у ребенка.
  5. Пропорции частей фигуры или объекта, какие конкретно из них искажены. Особенно необходимо обратить внимание на увеличенные части.
  6. Горизонтальная линия в верхней части листа, изображающая небо, или просто нарисованная линия, может обозначать то, что психологически угнетает «художника».
  7. Обращать внимание на возможное написание слов на рисунке, понять, что он хотел ими выразить. Иногда ребенок не в состоянии точно изобразить то, что его волнует или пугает, поэтому с целью пояснения он делает уточняющие надписи.

Достоинство метода рисования заключается не только в том, что рисование позволяет максимально выразить себя и отыграть психотравмирующие ситуации, но и в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций: мышления, способности выразить себя в речи, представления, памяти, воображения, зрительно-моторной координации, оно способствует восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Рисование развивает ребенка.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot