Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Специфика двигательной терапии

Все предметы / Психология / Специфика двигательной терапии
Определение 1

Двигательная терапия — это метод психотерапии, в котором движение помогает клиенту пережить, распознать и выразить собственные проблемы и чувства.

Сущность, особенности и функции двигательной терапии

Двигательную терапию часто объединяют с танцевальной терапией (танцевально-двигательная терапия). Данное направление психотерапии имеет в основе творческое самовыражение с помощью танца и движения. Они способствуют объединению когнитивных, эмоциональных, социальных и физических аспектов жизни.

Двигательная терапия представляет собой современный способ лечения души и тела. Он вызывает у пациентов чаще всего позитивные эмоции, давая возможность избавиться от многих проблем. Это направление используют не только в современной психотерапии. Ещё в первобытное время танец и ритмические движения тела под определенные звуки обладали социально-психологической важностью.

Для двигательной терапии присущи несколько функций:

  • Ритуальная (установка связи с высшими силами);
  • Коммуникативная (передача знаний, общение между людьми и группами);
  • Идентификационная (принадлежность к некоторому племени);
  • Экспрессивная (возможность самовыражения);
  • Рекреационная (снятие эмоционального и физического напряжения).

Танцевально-двигательная терапия была оформлена в отдельное направление в 1946 году. Американской танцовщицей М. Чейз было отмечено, что уроки хореографии благотворным образом влияют на студентов. По этой причине она предлагает проведение подобных занятий в больнице с психотическими и немыми пациентами. Это позволило им лучше взаимодействовать в группе, открыто выражая чувства и позволяя общаться.

Сегодня двигательное направление психотерапии вкупе с танцевальным стало самостоятельным, полноценным направлением. У него есть собственный набор методов и техник, которые дают возможность достигать результатов в лечении пациентов. Терапия предназначена не только для взрослых, которые попали в сложные жизненные ситуации и находятся в состоянии стресса или депрессии. Есть также программы для беременных женщин, детей, подростков, пожилых людей; предусмотрены групповые (семейные) формы работы. Двигательная терапия может быть назначена в качестве вспомогательного инструмента при разных заболеваниях и расстройствах.

Готовые работы на аналогичную тему

Цель и принципы двигательной терапии

Основная цель двигательной терапии представлена раскрытием не только творческого потенциала человека, но и внутренних помыслов, побуждений и страхов. Ее методы способны избавить от скованности, комплексов, фобий, неуверенности в себе, низкой самооценки и др.

Для того чтобы реализовать данные планы на разных стадиях работы с клиентом необходимо последовательное выполнение ряда задач:

  • Осознание способностей и возможностей собственного тела;
  • Совершенствование социальных навыков;
  • Чувствование, выражение языком движения собственного «я»;
  • Способность установки связи между движениями, чувствами и мыслями.

Существует несколько основных принципов, которые представляют собой основу двигательной психотерапии. В первую очередь это принцип взаимосвязи. Специалисты считают, что невозможно вылечить тело, когда болеет душа (и наоборот). Таким образом, двигательная терапия концентрируется на их одновременном выздоровлении.

Принцип социализации характеризуется тем, что посредством движения происходит налаживание общения: с самим собой, окружающим миром и другими людьми. Принцип целостности гласит, что двигательная терапия сразу работает по всем направлениям знаменитой в психотерапии триады, включающей мысли, чувства и поведение.

Принцип развития рассматривает тело человека в качестве живого, постоянно меняющегося и совершенствующегося организма, а не статичного предмета. Принцип творчества (самореализации) предполагает, что внутренние ресурсы индивида нужно применять как источник жизненной силы.

На занятиях двигательной терапией происходит раскрепощение пациентов. В их процессе привлекаются невербальные способы самовыражения, специалист извлекает из подсознания проблемы, о которых клиент не всегда может сообщить по причине каких-либо обстоятельств (иногда пациент даже сам не догадывается об их существовании). Психотерапевт получает возможность более точно поставить диагноз, впоследствии подбирая оптимальные методы лечения.

Виды двигательной терапии

Существует несколько видов двигательной терапии. Клиническую терапию применяют не только в ходе устранения психических проблем, но и для лечения физиологических заболеваний. Она способна выступать как вспомогательный метод терапии и часто назначается в детском возрасте для пациентов с нарушением слуха или речи или для взрослых, у которых диагностировано астено-невротическое состояние, вегетососудистая дистония, болезни опорно-двигательного аппарата или органов дыхания.

Психотерапевтическая двигательная терапия призвана решать конкретные проблемы, устранить неврозы, высокую конфликтность, негативизм, стрессы, навязчивые состояния, фобии и зависимости. Она предполагает различные формы работы (групповая, индивидуальная, семейная). Чаще всего в ней используются методики психоанализа. Данный вид терапии требует довольно много времения для достижения устойчивого результата.

Психологическая двигательная терапия полезна практически для любого человека, который желает раскрепоститься, выплеснуть отрицательную энергию, совершенствовать социальные навыки. Терапия осуществляется обычно в группах педагогами-психологами в качестве метода психокоррекции несущественных личностных и поведенческих отклонений.

Каждый вид двигательной терапии предусматривает использование техник и методов, заимствованных из других течений и направлений: психоанализа и психодрамы, экзистенциально-гуманистической психотерапи, трансперсональной терапии.

В рамках двигательной терапии выделяют несколько собственных течений: интегративное, «5 ритмов» (сочетание с медитативными техниками), контактная импровизация и др. Часто ее применяют в тесной связи с прочими направлениями психологии и психотерапии.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис