Речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Мышление — это познавательная деятельность человека.
Значение речи в мыслительных процессах
Особое значение в мыслительных процессах имеет речь, а именно взаимосвязь речи и мышления. Это обусловлено тем, что речь позволяет отделить характерные особенности исследуемого предмета, зафиксировать и закрепить свое представление о нем специальным словом.
Любая мысль человека приобретает материальную оболочку при помощи слова. В свою очередь, чем основательнее и глубже человек продумывает свою мысль, тем полнее и четче он выражает ее словесно. Аналогично и в случае, если индивид более точно выражает свои мысли при помощи слова, тем они понятнее для окружающих. Именно поэтому речь и мышление находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.
Кроме того, значимость речи в мыслительных процессах обусловлена еще и тем, что чем точнее индивид формулирует свою мысль для других, тем она понятнее становится и для них, и для него. То есть, мысль, высказанная словами, позволяет сфокусировать на ней внимание, выделить составные части, осознать ее и сопоставить с окружающей действительностью.
Таким образом, речь содержит в себе основные предпосылки, позволяющие рассудительно и логично излагать мысли, формулировать и закреплять их в словах. Мысль, высказанная словом, уже не исчезнет и не угаснет, она будет не только «жить», но и при необходимости развиваться.
Речь позволяет не только закрепить мысль, но и вернуться к ней в случае необходимости. Формулирование мыслительных процессов является одним из этапов мышления.
В настоящее время взаимосвязь речи и мышления является одним из наиболее актуальных вопросов в области психологии. Исследования, проводимые в данном направлении, позволили выяснить, что речь и мышление являются крайне важными категориями для психологии в целом.
До недавнего времени существовали несколько теорий, которые разделяли речь и мышление, считая, что они не зависят друг от друга. Однако позже было доказано, что данные явления хоть и весьма различны по своей природе, но они находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Особый вклад в определение соотношения речи и мышления внес Л.С. Выготский, который доказал, что слова имеют прямое отношение к речи точно так же, как и к мышлению. По его мнению, слово представляет собой отдельную клетку, которая является составляющим элементом речи и мышления.
Таким образом, речь состоит из слов, сущность которых заключается в их единстве, называемом речевым мышлением.
Взаимосвязь мышления и речи
Мышление по своей природе является процессом чувственного восприятия мира, которое невозможно без использования речи (слова, языка).
Речь в более обширном понимании представляет собой процесс общения (взаимодействия) между людьми, который опосредован языком. То есть, речь выступает в качестве психологического процесса, направленного на формулирование и передачу мыслей посредством языка.
В настоящее время, современная психология занимается изучением внутренней речи, которая по своей структуре аналогична и внешней развернутой речи. Кроме того, она выполняет те же самые функции.
Внутренняя речь – это своеобразный переходный этап между конкретным замыслом и развернутой внешней речью.
То есть, внутренняя речь является механизмом, позволяющим осуществить своеобразную перекодировку мысли в речевое высказывание.
Однако, необходимо отметить, что несмотря на тесную взаимосвязь речи и мышления, недопустимо говорить о том, что мышление может быть сведено к речи. Это доказывается тем, что одна и та же мысль может быть выражена посредством разных слов и словосочетаний. Кроме того, не всегда человек имеет возможность подобрать правильно и точно слова, чтобы выразить свои мысли.
Таким образом, объективной материальной формой мышления является речь. Это обусловлено тем, что мысль становится мыслью только после того как приобретает словесное очертание. При этом не важно, с помощью какой речи она выражена (устной или письменной). Речь способствует не только выражению мысли, но и ее сохранении, передачи из поколения в поколение.
Развитие мышления и речи
До недавнего времени в психологии бытовало мнение, что речь и мышление выполняют разные функции, а их развитие протекает индивидуально и независимо друг от друга.
Так, ранее основной функцией речи считалась – коммуникативная функция. То есть, речь выступала как одно из основных средств общения между людьми. Возникновение речи связывали с потребностью людей взаимодействовать друг с другом в процессе определенного вида деятельности. Однако, позднее было доказано, что речь связана с мышление и во многом зависит от его развития. Так, маленькие дети и животные общаются между собой не при помощи речи, а при помощи иных средств (мимика, жесты, позы и т.д.), то есть их средства общение не связаны с мышлением. Используемые средства направлены на отражение своего внутреннего состояния или выражение своего действия, мысли данные средства не выражают.
В филогенезе и онтогенезе психологии речи и мышления принято выделять следующие фазы:
- Доречевая фаза развития интеллекта.
- Доинтеллектуальная фаза развития речи.
Переломным моментом в развитии речи и мышления является период, когда мышление становится речевым, а речь – интеллектуально развитой.
Определить наступление данного критического момента речевых и мыслительных функций можно по активному увеличению словарного запаса и расширению коммуникативного словаря. Ребенком впервые открывается символическая функция речи и понятие слова, как средства общения, которое используется не только для коммуникации, но и для решения различных задач.
Таким образом, речь и мышление находятся в тесной взаимосвязи. Их качественное развитие и функционирование требует от индивида наличия определенного количества словарного запаса, который необходим для того, чтобы с помощью речи выразить собственные мысли.