Социально-психологический тренинг профессионального общения — это активный групповой метод, которые концентрируется на совершенствовании и развитии установок, навыков и знаний межличностного общения в профессиональной сфере.
Особенности социально-психологических тренингов
Социально-психологический тренинг (СПТ) представляет собой средство развития компетентности в коммуникации. Методику социально-психологического тренинга разработали психологи Лейпцигского университета под руководством М. Форверга.
Для большей части видов профессиональной деятельности основной инструмент эффективной работы специалиста представлен общением. В ряду подобных профессий не последнее место занимает профессия психолога-практика. Психологи могут вести также и исследовательскую деятельность, выявляя и описывая фундаментальные законы действия психики человека.
Многие психологи публикуют результаты собственных трудов в журналах и монографиях. Тем не менее, если специалист является практикующим психологом, то основное содержание его профессиональной деятельности состоит именно в оказании психологической помощи нуждающимся или организации психологического воздействия на целевые группы. Данные модальности психологической работы психологи производят, используя консультирование и тренинги.
Задачи социально-психологического тренинга включают следующие процессы:
- Развития специальных умений;
- Развития и получение диагностических знаний и опыта;
- Самодиагностики аспектов восприятия самих себя, партнеров по коммуникации и всей ситуации общения;
- Личностного развития.
Дополнительно социально-психологический тренинг решает задачи развития перцептивных, коммуникативных и интерактивных сторон коммуникативной компетентности.
Социально-психологические тренинги в профессиональной деятельности
Социально-психологический тренинг — это отрасль практической психологии, направленная на применение активных методов групповой работы. Она осуществляется для совершенствования компетентности в общении и личностном развитии.
В соответствии с целями занятий принято рассматривать инструментально-ориентированный тренинг. Он включает социально-психологический тренинг поведения, основанный на бихевиреальной традиции и рассматривающий человека в качестве предмета манипуляции. Цель данного направления состоит в обучении эффективным моделям поведения.
Главное в социально-психологическом тренинге — это изменение поведения и общения человека. Результатом данного изменения считаются усвоенные навыки и опыт. К таким тренингам в психологии относят тренинг стратегии решения конфликтных ситуаций, тренинги для управленцев, тренинги делового общения и социальных навыков и др.
В состав личностно-ориентированных тренингов входят группы личностного роста, в которых базовые цели представлены самораскрытием и получением информации о собственной личности. В этом походе, как правило, подчеркивают равенство психологических позиции тренера и участников занятий. Примеры тренингов в рамках рассматриваемого подхода включают экзистенциальные группы, группы встреч и психодинамические группы.
Любые методы социально-психологического тренинга общения обладают общими чертами. В первую очередь, они ориентированы на обширное применение получаемых навыков в процессе группового взаимодействия. Во-вторых, в них используется принцип активности участников социально-психологического тренинга с помощью включения в занятия элементов исследования. Обучающиеся активно принимают участие в выработке и получении знаний. Методы социально-психологических тренингов профессионального общения предусматривают варианты обучения на моделях.
Методы социально-психологических тренингов профессионального общения представлены:
- Ролевыми играми,
- Групповыми дискуссиями,
- Стратегиями осуществления групповой работы,
- Свободным ведением группы.
Вмешательство тренера в последнем случае должно быть минимальным. Данная стратегия сведена только к процессу активного слушания участников тренинга и малочисленным комментариям.
В случае программированного ведения группы тренеру необходимо реализовать групповую работу с ориентацией на некоторый план цикла занятий с разработанными темами и соответствующими упражнениями. При компромиссной форме ведения группы, тренер должен сочетать программированность и отступления в сторону свободного стиля. Эта стратегия считается ведущей при осуществлении социально-психологических тренингов общения.
Принципы общения в рамках тренинга
Для социально-психологических тренингов профессионального общения предусмотрено несколько принципов общения. Они включают общение «здесь и сейчас», персонификацию высказываний, акцентирование языка чувств и др.
Общение в соответствии с принципом «здесь и сейчас» осуществляется при обсуждении группой единичного случая пребывания в группе или психологической реальности конкретной личности в один момент времени. Для этого принципа характерен уход от общих абстрактных суждений в сторону конкретных фактов.
В общении по принципу персонификации высказываний участники тренинга отказываются от безличных форм высказываний. Они заменяют безличные суждения на выражения «я считаю», «я думаю» и др. С помощью этого можно конкретизировать дискуссию, позволяющую осуществлять аналитическую работу в группе.
Принцип акцентирования языка чувств способен подчеркнуть большую роль эмоционального аспекта общения. В ходе такого тренинга внимание участников заостряется на их эмоциональном состоянии, а также на том, каким образом они его выражают, используя языковые средства.
Активное взаимодействие в группах обеспечивает принцип активности. С его помощью каждый участник включается в работу и начинает анализировать групповой процесс и других участников. Доверительную атмосферу в группе и открытость помогает сформировать принцип доверия. Он является основой искренней обратной связи.