Понятие профессионального выбора
Выбор профессии – это важнейшее событие в жизни человека, являющееся критическим моментом в развитии индивида и определяющее его дальнейший жизненный путь.
Вопросы профессионального выбора и самоопределения не новы для отечественной психологии. В работах Е.А. Климова, И.С. Кона, Н.С. Пряжникова описывается феномен профессионального выбора, но, к сегодняшнему дню теоретические аспекты проблемы разработаны ещё недостаточно.
Целый ряд ученых, работающих над проблемой профессионального становления личности, рассматривают этот процесс через профессиональное самоопределение. Например, В.А. Бодров, Н.С. Пряжников Е.А Климов считают, что профессиональное самоопределение не заканчивается выбором профессии. Профессиональный выбор они понимают, как важный компонент профессионального самоопределения личности, который неоднократно осуществляется с изменением самой личности.
Осознанный профессиональный выбор, учитывающий собственные способности и особенности, по мнению Э.Ф. Зеера, является ядром профессионального самоопределения личности. Другие ученые считают, что профессиональный выбор является однократным процессом и завершается поступлением в то или иное учебное заведение или на работу.
Профессиональный выбор – это решение на перспективу всей жизни.
По мнению В.И. Крюковой профессиональный выбор относится к сложному индивидуальному и комплексному процессу, который включает внутренние и внешние психологические факторы. К внутренним факторам она относит психофизиологические и личностные особенности, направленность личности, субъективный образ выбранной профессии. Внешними факторами являются требования, предъявляемые обществом, семья, информация о профессии и какие-то особые обстоятельства. Влияние семьи она относит к системообразующим факторам профессионального выбора.
Т. А. Фирсова дает схожее определение понятия профессионального выбора. Результаты проведенных ей исследований, говорят о том, что уровень психологической готовности молодежи к профессиональному выбору хорошо не сформирован, и его нельзя считать зрелым. Как выпускники школ, так и студенты ещё не готовы сделать осознанный и полноценный выбор с одной стороны, а с другой – социальные факторы, существующие объективно, сдерживают человека в определенных жизненных условиях.В результате того, что профессиональное самоопределение школьников не сформировано, то они в выборе профессии руководствуются случайностью, опираются на мнение родителей либо ориентируются на престижность профессии, легкость поступления или высокий заработок.
Такие подходы к решению данного вопроса, в конечном итоге, могут привести к неудовлетворенности своим выбором.
Основные компоненты профессионального выбора в юношеском возрасте
Выбор профессии является внутренней деятельностью молодого человека, вступающего в жизнь.
Существующий теоретический обзор подходов выбора профессии позволил специалистам обозначить компоненты профессионального выбора в юношеские годы:
- Когнитивный компонент представляет уровень владения знаниями, способы выбора профессии, осознание своего выбора. Показатели этого компонента – информированность о содержании своего выбора, осведомленность об особенностях выбора;
- Эмоциональный компонент, отражающий субъективное психологическое состояние учащихся;
- Мотивационный компонент выбора профессии отражает только желательное состояние профессионального самоопределения, которого в действительности ещё нет. Его основными показателями являются интерес к будущей профессии, активная позиция в отношении ответственности за свой профессиональный выбор, профессиональные намерения;
- Проективный компонент связан с умением выбирать конкретный вид будущей профессиональной деятельности, этапы его достижения, адекватные поставленные задачи. К показателям этого компонента относится планирование профессионального выбора, целеполагание, прогнозирование;
- Операционный компонент говорит о том, как учащиеся практически подготовлены к ведущим способам реализации выбора профессии. Показателями этого компонента являются готовность принимать решения и преодолевать препятствия, владеть способами организации профессионального выбора и его реализацией.
Профориентационная работа в рамках школы, как правило, рассчитывается на усредненного ученика, что касается индивидуального и дифференцированного подхода к школьнику, то он отсутствует, а это снижает уровень профессионального развития подростков.
Если говорить о личностных типах профессионального выбора старшеклассников, то можно выделить три основных уровня – низкий, средний, высокий.
Первый тип относится к сомневающимся, на их долю приходится 28% испытуемых, это молодые люди, не уверенные в своих силах и убежденные в том, что от их активности почти ничего не зависит. Неподготовленные к способам реализации профессионального выбора они не готовы принять на себя ответственность за свои действия и поступки.
Ко второму типу относятся молодые люди с неопределенным профессиональным выбором, это 45% испытуемых. По всем шкалам для этого типа показатели средние, что говорит о недостаточной самостоятельности и ответственности. Поскольку профессиональное решение навязывается извне, то и удовлетворенность выбором будет низкая.
К третьему типу относится 27% испытуемых, для которых характерен самостоятельный профессиональный выбор. Люди этого типа чувствуют себя «хозяином своей судьбы», отличаются уверенностью и высоким уровнем развития саморегуляции жизнедеятельности.
Дифференцируя учащихся по типам можно точнее определить более эффективные средства и методы профориентационной работы для каждого из них.
Психологические особенности профессионального самоопределения
Выпускники школы сосредотачиваются на профессиональном самоопределении, что предполагает отказ от подростковых фантазий, когда ребенок легко и просто мог стать кем угодно.
Огромное количество профессий создает сложности в их ориентировании, потому что в основе отношения к профессии лежит чужой опыт – друзья, знакомые, средства массовой информации, родители и др. Сложность заключается в том, что опыт абстрактен, не пережит самим индивидом.
В этот период важно адекватно оценить свой уровень подготовки, способности и склонности, безусловно, свое здоровье и материальные возможности семьи.
Если в 80-90-е годы старшеклассник ориентировался при выборе профессии на такие значимые факторы как престижность профессии, личностные качества представителей этой профессии, а также принципы и нормы отношений для того или иного профессионального круга, то сегодня наиболее важным фактором становится материальный – возможность хорошо зарабатывать в будущем выходит на первое место.
Основная часть старшеклассников не берет во внимание такие ценности, как творчество, интерес, познание в профессии. Престижность профессии или выбранного учебного заведения сегодня зависит от его уровня притязаний.
Для старших классов характерна такая тенденция – с приближением выпуска жизненные планы начинают пересматриваться, и снижается уровень притязаний. С одной стороны, это может быть отказ от нереальных надежд, а с другой стороны – элементарное малодушие и страх перед ответственным шагом.
Таким образом, в ранней юности центральным новообразованием становится профессиональное самоопределение – это новая внутренняя позиция, осознание себя как члена общества и принятие в нем себя.
Иногда новообразованием считается психологическая готовность к нему, а не само самоопределение.
Развивается нравственная устойчивость личности, и старшеклассник всё больше ориентируется на собственные убеждении и взгляды, формирующиеся на приобретаемом жизненном опыте и знаниях.
В сознании старшеклассника в единую картину объединяются знания об окружающем мире и нормах морали, благодаря чему нравственная саморегуляция становится осмысленной и полной.
Самооценка 9-10-классников высока, относительно устойчива, адекватна, сравнительно бесконфликтна. Они оптимистичны в отношении себя, своих возможностей и не слишком тревожны. Безусловно, это связано с формированием «Я» -концепции и необходимостью в самоопределении.
Более напряженной ситуация становится в 11 классе. Абстрактный жизненный выбор становится реальностью и в результате изменения самооценки у выпускников повышается тревожность.