Семья – это группа субъектов, объединенных между собой родственными связями, проживающих на одной территории и ведущих совместное домашнее хозяйство. Семья состоит из отца, матери, детей и других близких родственников.
Семья является важным элементом жизни любого человека. В ее основе лежит брак, который является формальным подтверждением взаимоотношений между гражданином и гражданкой.
По мнению исследователя Е.А. Личко, все семьи можно разделить на:
- Полные семьи, в которых есть мать и отец;
- Неполные семьи, в которых отсутствует либо мать, либо отец;
- Искаженные или деформированные семьи, в которых отца заменяет отчим, либо мать – мачеха.
Семья связана с выполнением важнейших социальных функций, таких как репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, рекреативная, коммуникативная и т.д.
Характеристика неполной семьи
Неполная семья – это семья, которая в своей структуре имеет только мать или отца и одного или несколько несовершеннолетних детей.
Такие семьи подразделяются на материнские и отцовские. Также к неполным семьям относят, так называемые функционально неполные семьи, когда имеются оба родителя, однако, по каким-либо причинам один из родителей не принимает участия в воспитании детей, уделяет семье недостаточное внимание или числится там формально.
Причинами образования неполной семьи являются расторженный брак, внебрачнорожденные дети, смерть кого-то из родителей, а также проживание родителей на разной территории.
Такие семьи, сформированные в результате различных причин, будут иметь свои особенности. Рассмотрим их подробнее:
- Осиротевшая неполная семья. Гибель отца или матери позволяет сплотить всех членов семьи и укрепить родственные связи между ними;
- Разведенная неполная семья. Расторжение брака родителей оказывает негативное влияние на психическую деятельность ребенка. У него формируются такие чувства, как стыд, страх, неполноценность. Стоит отметить, что более болезненно развод родителей переживают дети дошкольного возраста, которые могут проявлять негативные чувства и эмоции, считать себя виноватыми в расторжении брака родителей;
- Внебрачная неполная семья. Появление ребенка вне брака может служить результатом множества различных причин. К примеру, потребность женщины в материнстве, желание не быть одинокой, желание оставить напоминание о былой любви или незапланированная беременность. Для таких матерей характерна высокая тревожность, чувство собственности по отношению к ребенку, влияние на его личную жизнь.
Проблемы неполных семей
Неполные семьи имеют множество характерных для них проблем. Одной из основных проблем является их малообеспеченность, так как бюджет такой семьи формируется из доходов одного родителя и пособий. Зачастую долги в такой семье являются нормой.
Наиболее сложной является проблема наличия негативных чувств у ребенка после развода родителей, например, обиды, вины и неполноценности. Иногда чувство вины испытывает женщина перед своим ребенком. Это приводит либо к гиперопеке, либо ее сверхзанятости в связи со стремлением улучшить условия жизни ребенка.
Самой главной трудностью является формирование правильной полоролевой идентификации у ребенка. В неполной семье отсутствует образец поведения отца или матери в определенных ситуациях, это приводит к трудностям в собственной семье такого ребенка.
Стоит отметить, что травму психике ребенка может нанести необходимость проживания с отчимом или мачехой.
Доказанным является факт, что дети из неполных семей чаще испытывают острые и хронические заболевания, при чем их протекание зачастую проходит в сложной форме.
Социально-педагогическая деятельность с неполной семьей в общеобразовательной организации
Социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на поддержку неполных семей. Основой такой поддержки является помощь в преодолении проблем ребенка в формировании его личности и достижении поставленных целей.
Широкое распространение в педагогике получили тактики О.С. Газмана. Они представляют собой тактики «защиты», «помощи», «содействия» и «взаимодействия». Педагог должен применять одну или несколько тактик в зависимости от ситуации и меняющихся обстоятельств.
Педагог, работающий с неполной семьей, должен делать акцент о важности общения между родителем и ребенком, информировать родителя о развитии и воспитании ребенка, консультировать об эффективных методах воспитания и условиях нормального развития ребенка.
Социально-педагогическая деятельность с неполными семьями должна включать в себя три определенных аспекта:
- образовательный,
- психологический,
- посреднический.
Образовательный аспект заключается в оказании помощи в обучении и воспитании ребенка.
Психологический аспект формируется из социально-психологической поддержки, направленной на создание благоприятной психологической атмосферы в семье, и коррекции.
Посреднический аспект заключается в помощи в организации, координации и информировании. Помощь в организации представляет собой организацию досуга семьи. Помощь в координации формируется из подключения к решению проблем определенной семьи и ребенка различных служб и ведомств. Помощь в информировании заключается в консультации о социальной защите неполных семей.
К формам социально-педагогической деятельности с неполной семьей относят социальный патронат, консультирование и социально-педагогический мониторинг семьи.
Патронаж представляет форму социальной работы, которая заключается в посещении педагогом неполной семьи на дому с целью контроля и диагностики. Это позволяет установить и поддерживать с определенной семьей контакт, а также выявить проблемы, которые требуют оказания срочной помощи. Консультирование может выполнять образовательную, психологическую и психолого-педагогическую функции.
Грамотное применение знаний и умений педагога позволяет оказать ребенку эффективную поддержку в трудной жизненной ситуации.