Психология воздействия
Психология воздействия – это одно из традиционных направлений социально-психологического знания, выступающее в качестве системообразующей категории психологии.
Психологическое воздействие – это социально-психологическая активность одного человека или нескольких людей по отношению к другому человеку или группе людей с целью изменения личностных психологических характеристик, общественного мнения, групповых норм, переживаний и настроений.
Этапы психологического воздействия:
- Операциональный этап – на данном этапе осуществляется определенная деятельность конкретного субъекта.
- Процессуальный этап – на этом этапе происходит либо одобрение (принятие), либо неодобрение (неприятие) оказываемого на субъект воздействия.
- Заключительный этап – появление ответной реакции, которая вызвана перестройкой психики субъекта, в следствие оказанного воздействия.
Перестройка психики человека в результате оказанного психологического воздействия может быть разнообразной как по широте, так и по времени устойчивости.
Психологическое воздействие оказывается на разнообразные сферы психики человека, в частности, к ним относятся:
- Потребностно-мотивационная сфера – происходят изменения ценностных ориентаций, знаний, убеждений, влечений и желаний.
- Интеллектуально-познавательная сфера – изменяются восприятие, ощущения, воображение, представления, мышление и память.
- Эмоционально-волевая сфера – изменения касаются чувств, эмоций, настроения и волевых процессов.
- Коммуникативно-поведенческая сфера – изменению подвергаются особенности общения и характер индивида, взаимоотношения и взаимодействия с окружающими, межличностное восприятие.
Закономерности психологического воздействия:
- Если психологическое воздействие оказывается на потребностно-мотивационную сферу индивида, то его результаты проявляются в первую очередь на силе и направленности желаний и влечений индивида.
- Если психологическое воздействие оказывается на эмоциональную сферу индивида, то его результат проявляется в виде изменений межличностных отношений.
- Если психологическое воздействие оказывается одновременно на потребностно-мотивационную и эмоциональную сферы, то изменения касаются их волевой активности и появляется возможность управления их поведением.
- Психологическое воздействие, оказанное на коммуникативно-поведенческую сферу, позволяет создать необходимый социально-психологический комфорт или дискомфорт, посредством сотрудничества или конфликтности с окружающими.
- Психологическое воздействие, оказываемое на интеллектуально-познавательную сферу индивида, позволяет изменить в нужную сторону характер его восприятия и представлений, а в конечном итоге и изменение «картины мира» человека.
Понятие и виды психологии влияния
Психология влияния – это действия индивида, направленные на изменение поведения другого человека, его мышления и стимулов.
Психология влияния рассматривается с двух точек зрения, а именно, как:
- Оказание определенного влияния на поведение человека или группы людей.
- Оказание влияния на сознание людей.
Психология влияния проявляется практически во всех актах общения и взаимодействия между людьми, которые происходят в социуме. Связано это с тем, что взаимодействуя, люди, так или иначе, оказывают определенное влияние друг на друга.
Особенностью психологического влияния является то, что в большей степени оно оказывается тогда, когда человек реализует собственные высшие потребности (мотивация, самоактуализация, выработка авторитета и т.д.) При этом оно может быть либо целенаправленным, либо оказываться косвенно.
Примеры психологического влияния в различных сферах взаимодействия между людьми:
- Межличностное взаимодействие в естественной среде.
- Специально созданная среда, направленная на оказание определенного влияния на другого человека или группы людей.
- Психологическое влияние, оказываемое на широкие массы посредством средств массовой информации (СМИ).
Специально создаваемая среда – это среда, в которой коммуникатор обращается к слушателям с определенной речью, пытаясь посредством этой речи их в чем-то убедить.
Примером психологического влияния в специально созданной среде могут быть проповеди лже-проповедников, которые создают «свою веру», называют себя миссиями и призывают всех присутствующих принять данную веру.
Специально созданная среда может быть индивидуализированной, то есть организованной для одного конкретного человека, либо групповой, организованной для межличностного взаимодействия с группой людей.
В настоящее время одним из наиболее популярных и широко используемых средств психологического влияния, является влияние на широкие массы посредством СМИ. Сюжеты, транслируемые телевидением, радиовещанием и в печатных изданиях, оказывают воздействие на миллионы людей по всему земному шару. По природе своей эти сообщения наименее индивидуализированы. Их объединяет не только предназначенность для широкой публики и наполненность смыслом для многих, но и то, что все они передаются опосредованно. Автор этих сообщений никогда не задействован физически в коммуникативном процессе и не подлежит четкой идентификации как конкретный человек или группа людей. Тем не менее воздействие через СМИ может быть весьма успешным.
Методика оказания психологического влияния на людей является неэтичной если ее основа:
- Включает в себя целенаправленный обман людей.
- Подразумевает строгую цензуру иных мнений.
- Направлена на уничтожение возможности защищаться от оказываемого психологического влияния.
- Включает в себя подпороговые стимулы, которые психологией также расцениваются как своего рода обман или введение в заблуждение человека.