Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Зависимость психических функций от среды и строения органов

Психика и среда

Нашу планету, возможно, населял бы только один вид живых организмов, если бы среда обитания живых существ была повсюду совершенно одинаковой. Чрезвычайное разнообразие среды в отношении климатических условий и в отношении условий обитания, вызвало дифференциацию организмов. Более миллиона различных видов животных населяют Землю.

Для Земли характерны циклические смены – годовые циклы, смена дня и ночи, смена времен года, смена температур, поэтому все живое вынуждено к этим условиям приспосабливаться. Элементарная раздражимость в этих условиях постепенно привела к саморегулированию, высшее развитие которого находится в творческом разуме человека. Вид животных, с высоким способом отражения, менее зависим от непосредственного влияния среды. Полная и непосредственная зависимость от условий среды характерна для одноклеточных организмов, реагирующих на её изменение тропизмами. Например, одноклеточный организм при изменении температуры среды меняет скорость химических реакций, протекающих в организме:

  1. С ростом температуры – скорость реакций возрастает;
  2. С понижением температуры – скорость реакций уменьшается;
  3. При сильном повышении или понижении температуры – одноклеточный организм погибает.

В принципе, при очень низких или при очень высоких температурах, погибнет любой организм, но в поведении высших животных в подобных условиях, есть значительная разница.

Животные при резком изменении условий обитания вынуждены передвигаться. Движения могут быть более и менее адекватными, так, например, животные степей при низких и высоких температурах, закапываются глубоко в землю, где температура приближается к условиям нормального их существования. Поиск места с более или менее оптимальной средой, будет характерен для всех высших животных. В этом проявляется не только действие инстинктов, но и условные связи – опыт животных, приобретенный в индивидуальной жизни.

Таким образом, происходит постепенное освобождение животных от непосредственной зависимости среды, хотя полного освобождения от этой зависимости до конца, никогда не произойдет. Среда является условием и главным фактором существования живого организма.

«Зависимость психических функций от среды и строения органов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Психика и эволюция нервной системы

От строения органов чувств и нервной системы зависит адекватность отражения. Реакция будет более адекватной в том случае, если рецептор более тонко реагирует на определенный раздражитель. Зрительный рецептор, например, развивался в связи с приспособлением к отражению рассеянного солнечного света.

На первой ступени развития одноклеточные и простейшие многоклеточные имеют только общую реакцию на свет – фототропизм. Светочувствительные клетки, способные отмечать наличие или отсутствие света и лежащие в эпидермисе, есть у земляного червя. Группы светочувствительных клеток встречаются у моллюска «блюдце», они как бы выстилают мешочек, погруженный в его тело. Благодаря такому устройству органа зрения, животное может не только улавливать свет, но и определять, с какой стороны он падает.

Фасеточное устройство глаз насекомых дает им возможность видеть форму мелких предметов.

Четкое очертание предметов могут видеть большинство позвоночных животных, потому что их глаза снабжены хрусталиком – светопреломляющей линзой.

В известных пределах развитие рецепторов сочетается с развитием определенного типа нервной системы. Уровень и формы психического отражения определяют уровень развития органов чувств и нервной системы.

Нервная система на низшей ступени развития представляет собой нервную сеть, состоящую из нервных клеток, разбросанных по всему организму и переплетающихся между собой отростками. Подобную нервную систему называют сетевидной, а животные реагируют тропизмами, у них с трудом образуются и плохо сохраняются временные связи.

На следующей ступени развития происходят качественные изменения нервной системы. Нервные сети организуются в узлы – ганглии, которые позволяют ей получать и перерабатывать наибольшее количество раздражений. Происходит это потому что, чувствующие нервные клетки находятся близко от раздражителей и меняют качество анализа полученных раздражений. Подобная нервная система наиболее примитивная у червей.

У высших беспозвоночных животных наблюдается усложнение узловой нервной системы, потому что ганглии в каждой части тела сливаются, образуя при этом нервные центры, соединенных между собой нервными путями. Ганглиозная нервная система позволяет животным отражать воздействие внешней среды, используя рефлексы, как врожденные, так и приобретенные в индивидуальном опыте.

Трубчатая нервная система является высшим её типом и представляет собой нервные клетки, соединенные в трубку. В ходе эволюции у позвоночных развивается центральная нервная система – спинной и головной мозг с одновременным развитием и совершенствованием органов чувств. Как следствие идет усложнение форм психического отражения.

Совершенствуются психические функции – ощущение, восприятие, память, мышление, так как чем сложнее нервная система, тем совершеннее психика.

Особое значение в эволюции позвоночных приобретает развитие головного мозга, где образуются локализованные центры, представляющие разные функции. Взаимосвязь этих центров осуществляется через ассоциационные зоны, т.е. специальные нервные образования. У высокоорганизованных животных эти зоны более совершенные, поэтому они наиболее адекватно отражают воздействие среды. Эволюция психики, таким образом, выражается в усложнении форм функции рецепторов, а также сигнальной деятельности.

Совсем не обязательно, что у животных в условиях одной и той же среды ведущими становятся рецепторы одного и того же типа. Большую роль играет биологическая значимость раздражителей. Например, паук в одной и той же среде ориентируется на вибрацию, лягушка на шорох, летучая мышь на ультразвук, собака в основном на запахи органических кислот.

Эволюция психики совершается не прямолинейно, а по расходящимся линиям, т.е. в одной и той же среде могут обитать животные самых разных уровней отражения и, наоборот, в различных условиях обитания есть разные виды животных с близкими уровнями отражения. В этом отношении слоны, дельфины, медведи стоят одинаково высоко.

Как всякая материя, среда эволюционирует, а не является постоянной. Животные виды, обитающие в ней, вынуждены приспосабливаться.

Трудовая деятельность как предпосылка и результат развития общественных отношений

В результате резкого изменения условий жизни в развитии предка человека произошел большой сдвиг. На становление общественных отношений влияние оказывала зарождающаяся трудовая деятельность. Большие затруднения появились в удовлетворении потребностей, связанных с добыванием пищи. В условиях катастрофического изменения среды предки человека должны были вымереть или качественно изменить свое поведение. Инстинктивное общение внутри стада постепенно заменялось общением, основой которого была «производственная» деятельность с взаимным обменом продукцией. Стадо постепенно превращалось в общество.

Такие действия, как изготовление, употребление, сохранение орудий впрок приводили к большей независимости от непосредственного влияния среды. Орудия древних людей от поколения к поколению усложнялись, за ними закреплялись постоянные операции – колоть, резать, рубить и др.

В результате возникает качественное отличие среды человека от среды животного. Человек, в отличие от животного, создает себе мир постоянных предметов. Опыт поколений передается через орудия в виде операций, действий, деятельности.

В деятельности всего общества принимает участие деятельность отдельного человека, поэтому она направлена на удовлетворение общественных потребностей и становится сознательной деятельностью. Человек, воздействуя на природу, изменяет её, но вместе с этим он изменяет и свою собственную природу.

В результате труда происходит закрепление новых функций руки, появлялась наибольшая ловкость движений, и она развивалась не только как хватательное орудие, она становилась органом познания объективной действительности. Ценные знания о существенных свойствах предметов материального мира дает именно рука.

Её развитие идет в тесной взаимосвязи со всем организмом. Зрение должно было постоянно контролировать действие работающих рук, а в процессе познания мира между органами зрения и осязания образуется множество связей. Следствием является изменение действия раздражителя, он становится более глубоким, более адекватно сознается человеком.

Функционирование руки особенно большое влияние оказало на развитие мозга: не только увеличилась его масса, но усложнилась и структура. Более адекватному отражению способствовали развивающиеся сенсорные и моторные области мозга, влиявшие на дальнейшее развитие познавательной деятельности.

Таким образом, причиной развития человеческого общества, формирования человеческих потребностей, развития сознания, преобразующего мир, стал труд человека. Изменения в эволюции привели к коренному изменению формы общения людей между собой. Язык инстинктов удовлетворить эту потребность уже не мог.

Дата последнего обновления статьи: 17.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot