Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Мозг и психика человека

Все предметы / Психология / Мозг и психика человека
Содержание статьи
Определение 1

Психика — это свойство и способность мозга отражать окружающую среду, регулируя поведение и действия индивида. Мозг выступает в качестве органа психики и работает рефлекторно.

Рефлексы в работе мозга

В работе мозга и психики большое значение играют рефлексы. Они представляют собой ответ живого организма на соответствующее воздействие, осуществляемый с помощью нервной системы, центральным органом которой выступает мозг. При ответе на воздействия внешней среды, организм начинает приспосабливаться к внешнему миру.

Понятие о рефлексе в качестве закономерного ответа организма на внешнее воздействие сформулировал в XVII веке Р. Декарт, который впервые выдвинул положение о том, что любой акт психической жизни в зависимости от своей структуры и динамики представляет собой рефлекторный акт. И. М. Сеченов в своем труде «Рефлексы головного мозга» называет психические процессы «средним звеном» рефлекторного акта.

Рефлекторная концепция этого ученого стала важным этапом в развитии психологии, так как с ее помощью было обосновано происхождение любого явления психики, включая его детерминацию внешним миром и связь с действиями индивида. Идеи автора о рефлекторной деятельности мозга продолжил развивать и экспериментально обосновывать И. П. Павлов, раскрывший перечень закономерностей регулирования мозгом взаимодействия между человеком (животными) и окружающим миром.

Характер психического отражения характеризуется тем, что любая живая система начинает отбирать лишь значимые для нее внешние воздействия. Даже у животного отражение в любом случае представляет собой биологический анализ, в ходе которого происходит выделение существенных составляющих информации. Оно заключается в своеобразном кодировании раздражителей (например, кошка может не отреагировать на ясный звук, но навострит уши на едва ощутимое поскабливание).

Происходит значительное усложнение и совершенствование этих процессов в отображающей деятельности человека, так как избирательность человеческого отображения является чрезвычайно высокой. Область значимых воздействий могут определять доминантные человеческие потребности, при этом суть сигнала раздражителя состоит не в его физических и химических свойствах, а в том, что способствовало его необходимости.

Готовые работы на аналогичную тему

Учение о мозге и психике имеет долгую историю, в рамках которой выделяют две тенденции:

  • Изучение локализации психических функций в зависимости от анатомических зон коры головного мозга;
  • Рассмотрение мозга и его работы в качестве единого целого.

Особенности мозга

Мозг человека является весьма сложной системой, работающей как дифференцированное целое. Функции его различных отделов связаны с тонким микроскопическим строением. Он состоит из двух частей - правого и левого полушарий , поверхностный слой которых именуют корой головного мозга.

По данным исследований мозг состоит из огромного количества нейронов, которые представляют собой индивидуальные нервные клетки. Каждая клетка головного мозга связана с множеством других нейронов, создавая своеобразную сеть. Она способна обрабатывать и сохранять огромное количество информации. В соответствии с мнением американского психолога Д. Куна, в головном мозге может быть больше «троп», связывающих нейроны, чем атомов во всей Вселенной. Можно сказать, таким образом, что мозг весом 1,4 - 2,2 килограмма «вмещает» весь мир.

Нейроны объединяются в крупные сети, становясь основой запуска всех психических явлений. Они представлены:

  • Процессами,
  • Состояниями,
  • Интеллектом,
  • Сознанием человека.

Каждый нейрон считается уникальным по своей форме и размеру. Он включает волокна, которые принимают входящие сигналы, основное тело, которое принимает сигнал (информацию) и передает нервные импульсы по волокну, волокна, выносящие сигнал из тела нервной клетки.

Связь волокон способна обеспечивать передачу сигналов между нейронами, каждый из которых похож на микроскопическую биологическую батарейку. Благодаря ей в самой нервной клетке и вокруг нее начинают жить электрически заряженные молекулы, названные ионами. Нейроны обладают положительным или отрицательным электрическим зарядом и способны находиться в состоянии покоя, возбуждения или потенциала действия.

Для нервных импульсов характерна не только электрическая, но и химическая природа. Вторая из них относится к функционированию синапсов, которые представляют собой микроскопический пространство между двумя нейронами. Через них происходит передача сигналов.

Психика человека и мозг

Ученые доказали, что тот или иной вид психической деятельности относится к определенным центрам коры головного мозга. Он представлен «принципом структурности» работы мозга. «Центр» в этом случае понимается не как просто определенный участок коры головного мозга, а рассматривается в качестве сложного взаимодействия нескольких отделов мозга, которые легко заменяют друг друга.

Этот процесс представляет собой динамическую локализацию функций. Например, в лобных долях происходит программирование и регулирование движений, действий, а также их сравнение и оценка результатов. С помощью задней коры происходит прием и переработка информации. Передняя кора занимается произведением инструкций.

Для сложных психических функций, включая мышление, творческое воображение и волю, не предусмотрено специальных центров. Их осуществление происходит в качестве сложно организованной и саморегулирующейся системы. Психическая деятельность больше относится к нейродинамическим процессам в рамках их сложной социально-исторической обусловленности.

В целом многие ученые до сих пор придерживаются мнения, что целостная деятельность мозга так и остается «черным ящиком». Мы знаем, что в нее включено и что из нее выходит, но то, что происходит в мозге во многом остается неизвестным. По этой причине изучение нейрофизиологической основой высших психических функций сознания и самосознания является делом будущего.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис