Психология развития представляет собой научное направление, главной задачей которого является исследование возрастных особенностей возникновения новообразований каждого отдельного этапа взросления, онтогенез психологических процессов, психических качеств личности.
В основе данного научного направления – понимание развития как процесса изменений во времени.
Предмет психологии развития
В качестве предмета научного направления выступают закономерные изменения личности во времени и связанные с ними явления и особенности жизни личности.
Научная отрасль раскрывает психологическое содержание каждого отдельного этапа онтогенеза, возрастную динамику психических процессов, обусловленных возрастными изменениями.
Психология развития изучает изменения в содержании, темпах, интенсивности протекания, доминирующих факторов, влияющих на психическое развитие на протяжении всей жизни; исследует механизмы, которые обуславливают приобретение новых знаний, умений, навыков, формирование психических новообразований, условия сохранения сформированных компетенций. В свою очередь, сопоставление указанных механизмов, факторов позволяет раскрыть закономерности и соотношение социального, личностного, биологического в психике личности.
Методология психологии развития
Психология развития представляет собой перспективно развивающееся направление научных исследований, что требует постоянного усовершенствования, развития категориально-методологического аппарата, разработки и внедрения новых методов в практику научного познания.
Основными методами исследований в возрастной психологии выступают наблюдение, тестирование, эксперимент и опрос.
Особенности применения метода наблюдения в психологии развития
Метод наблюдения представляет собой преднамеренное, целенаправленное, систематическое восприятие внешнего поведения личности с цель его последующей интерпретации и объяснения.
Наблюдение - основной, наиболее доступный метод исследования изучения личностных особенностей, особенно актуальным применение наблюдения выступает при работе с детьми раннего возраста, когда методы опроса, тестирования представляются невозможными.
Метод наблюдения имеет множество вариаций, что позволяет максимально повысить достоверность выводов, рекомендаций, полученных в результате исследования.
Одним из вариантов наблюдения выступает самонаблюдение, которое реализуется в форме словесного отчета. Словесное наблюдение позволяет выявить эмоциональное состояние, переживания, интересы, страхи, тревоги личности. Данный метод рекомендуется применять в ситуации, когда личность способна анализировать собственные переживания, ощущения, описывать свой внутренний мир, эмоциональные состояния, оценивать свои действия, поведение, взаимоотношения с окружающими.
Другим вариантом метода наблюдения выступает психологический анализ продуктов творчества, определённого вида деятельности. Сущность метода заключается в изучении не особенностей реализации деятельности, а ее результатов, например, детских рисунков, дневников подростков, художественных произведений и пр.
Чаще всего наблюдение является составной частью экспериментальных методов, предполагающих активное вмешательство экспериментатора в деятельность испытуемых, позволяя конкретизировать, дополнить экспериментальные данные, повысить объективность выводов, рекомендаций.
Таким образом, психология развития представляет собой перспективное направление научного познания, позволяющее выявлять психологические особенности, обусловленные вхождением личности в новый период развития.