Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Объект и предмет методологии психологии

Все предметы / Психология / Объект и предмет методологии психологии

Психология как наука

Определение 1

Психология – это академическая и прикладная наука, занимающаяся изучением закономерностей возникновения, развития и протекания психических процессов и поведенческих реакций человека и животного.

Психологию можно назвать одной из самых древних наук, и в то же время, одной из самых молодых. Слово «психология» в переводе с древнегреческого означает «учение о душе». Такие выдающиеся греческие мыслители как Аристотель и Платон размышляли о человеческой природе и интересовались многими темами, которыми в настоящее время занимается психология (к примеру, восприятие, память, сны и т.д.).

Развитие психологии как науки было бы невозможно без осознания существования и необходимости решения научных проблем. Под научной проблемой понимают форму научного знания, для которой характерно наличие того, что еще не познано, однако, требует познания. Проблема содержит в себе теоретические и эмпирические аспекты.

Наука является особым аспектом жизненной деятельности человека, который дает проверенные или доказанные знания о внешней окружающей его среде. Помимо научных методов существуют и вненаучные, которые помогают познать окружающий нас мир, к ним относят, к примеру, искусство, а также обыденное познание. Оно играет важную роль, так как не может быть отделено от научного знания. Еще до появления науки человек получал знания о свойствах и явлениях предметов именно с помощью обыденного познания.

Психология как и любая другая наука имеет цель – дать верное знание о действительности, поэтому здесь стоит отметить особую роль принципа реализма. Для обозначения обыденного познания часто используется термин «здравый смысл». Базисом принципа реализма является представление об объективном реальном существовании внешней среды и отсутствие каких-либо сверхъестественных сил. Также очевидным является то, что появление научных гипотез связано с предположениями здравого смысла, которые потом подвергаются уточнению, корректировке или замене.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, наука сначала анализирует предположения, которые основаны на здравом смысле, далее подвергает их критике, используя при этом эмпирические и теоретические методы исследования, что в конечном итоге приводит к получению верных знаний.

Методы и методология психологии

Ключевую роль среди средств научного познания играют методы исследования. Метод представляет собой совокупность правил, методов и приемов для практического и теоретического познания действительности.

Научные методы являются определенным условием получения верных знаний, а также выступают в качестве средства социального контроля в научном социуме.

Следует отметить тот факт, что появление нового в познании связано не с особенностями психологических качеств личности, а с возникновением новых и улучшением существующих методов исследования. Они отличаются специфичностью, т.е. некоторые методы, которые используются в одной области, могут быть не пригодны для применения в другой области.

Центральную роль в структуре метода отводят правилам. Правило представляет собой предписание, которое регламентирует определенный порядок действий. Гегель отмечал, что правило рождается при подведении чего-либо специфичного к общему.

Выделяют различные типы содержания научных методов:

  • Философское содержание. Определяется положением логики, этики, эстетики, аксиологии. Все эти аспекты не имеют жестких рамок и границ, а указывают ориентацию научного познания;
  • Общенаучное содержание. Представляет собой положения, которые применимы для разных областей науки. Примерами могут служить положения математики, которые используются в настоящее время в различных сферах познания;
  • Конкретнонаучное содержание. Представляет собой специфические методы, которые могут быть использованы лишь в конкретной области познания. К примеру, методы биологии и химии.

Следует отметить особую роль методологии в психологии. На первых этапах своего становления методология косвенно была выражена в практических формах взаимодействия людей с внешней средой.

Дальнейшее ее развитие привело к ее обособлению и превращению в специальный предмет рационального познания.

Определение 2

Методология – это наука о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Предмет и объект методологии психологии

Методы исследования в первую очередь обусловлены поставленными вопросами и задачами. Как правило, в научной деятельности выделяют термины «объект» и «предмет» исследования.

Определение 3

Объект – это процесс или явление, который порождает проблемную ситуацию и выбирается для изучения.

Определение 4

Предмет – это всё то, что находится в пределах объекта.

Объект и предмет соотносятся между собой как что-то общее и частное. В объекте можно выделить определенную часть, которая будет являться предметом. Все внимание научных исследований направлено на предмет, который определяет тему научного исследования. Следует отметить, что один и тот же объект может являться предметом различных видов исследования. Как правило, главным отличием объекта от предмета является то, что предмет входят главные и существенные признаки объекта.

Если предмет исследования имеет форму вопроса или определенной совокупности вопросов, то целью исследования являются ответы на данные вопросы. Здесь стоит отметить наличие определенной связи между предметом и целью исследования.

В начале становления психологии как науки выдвигались предположения, что изучение психологии должно происходить по аналогии с естественными науками, т.е. необходимо проводить объективное наблюдение, количественные измерения, а также устанавливать причинно-следственные связи. На современном этапе развития психологии подчеркивается необходимость и возможность использования всех типов исследовательских методологий, которые дополняют друг друга. Стоит отметить, что отсутствие сравнительных шкал приводит к невозможности сравнивать одну личность с другой. Это приводит к размыванию предмета психологии.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анастасия Владимировна Ширко

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис