Факторы, провоцирующие кризис
В содержании кризиса первого года жизни ребенка можно выделить три основных момента:
- становление ходьбы,
- формирование речи,
- гипобулические реакции.
Гипобулические реакции в данном возрасте представлены особыми аффективными состояниями, протекающими в виде эмоционального взрыва.
Они проявляются в плаче, бросании на пол, громком крике, топанье ногами, в требовании желаемого. Гипобулическая реакция – это первое проявление воли ребенка, которое выражается в способности удерживать потребностное состояние. Сила гипобулической воли заключается не в интенсивности переживания, а в его длительности.
Автономная речь и кризис
Источник детских аффективных вспышек это, как правило, отказ взрослого и непонимание желаний ребенка. Особенная ситуация развития в период младенчества ведет к потребности в общении. Это обусловлено тем, что ребенок в этом возрастном периоде может действовать только через окружающих. При этом у ребенка еще не сформирована речь – основное средство общения. Становление речи ребенка осуществляется переходом от безъязычного к языковому этапу развития и реализуется посредством детской автономной речи. Детская автономная речь является основным новообразованием кризиса первого года жизни. Обогащение предметных действий и ходьба требуют речи, удовлетворяющей общение по поводу предметов.
Речь ребенка одного года многозначная, ситуативная и непонятная большинству людей. Она значительно отличается с фонетической стороны от взрослой речи. Она представлена обычно такими словами, как «бо-бо», «ка», «ня-ня» или обломками взрослых слов. От взрослых слов автономная детская речь отличается и по значению слов, оно может охватывать целый ряд вещей. Одно и то же слово в разных ситуациях может иметь разное значение. Помимо этого, автономная речь аграмматична и связь между отдельными словами своеобразна.
Специфической особенностью детской автономной речи является форма и характер общения. Общение с ребенком возможно только в определенной ситуации, когда предмет расположен перед глазами и с близкими взрослыми, старающимися приспособиться к особому детскому языку.
Автономная детская речь является средством общения, но по причине своей специфичности она может быть причиной трудностей во взаимопонимании и провоцировать гипобулические реакции. Начало и завершение автономной детской речи, знаменуют начало и завершение кризиса одного года.
Следует отметить, что приобретения критического возраста не сохраняются никогда в последующей жизни. Новообразования в критическом возрасте имеют преходящий характер. В кризис одного года дети приобретают автономную речь, исчезающую в дальнейшем, трансформирующуюся и заменяющуюся настоящей речью. При этом детская автономная речь имеет огромное значение и является трансфертом от безъязычного к языковому этапу развития, без присутствия которого ребенок не может овладеть настоящей речью.
Самостоятельность и запреты
Внешне кризис одного года выражается в резком возрастании независимости ребенка от взрослых. В этот период происходит всплеск самостоятельности. Ребенок постепенно овладевает ползанием и ходьбой, что значительно расширяет его жизненное пространство и круг предметов, с которыми он взаимодействует. Это расширяет область его ориентировочно-исследовательской деятельности и способствует постижению новых способов достижения желаемого.
Самостоятельность ребенка в данном возрасте почти всегда порождает отпор со стороны взрослых, так как действия ребенка часто могут причинить ему вред. Со стороны взрослых при этом возникает вынужденный запрет, который выступает в качестве ключевого момента, провоцирующего сдвиг в развитии ребенка. Наталкиваясь на противодействие взрослых в реализации своих стремлений, ребенок старается настойчиво добиться выполнения своих желаний. До тех пор пока требование удовлетворяется, оно не существует само по себе для ребенка. Только с появлением первых запретов собственное побуждение оказывается понятным ребенку. Происходит обнаружение и субъективация стремления. Критерием зрелости и развитости ребенка первого года жизни служит длительность удержания интенционального состояния. Автономная речь и вокализация являются при этом средством удержания этого стремления, его реализации. Таким образом, детское «дай» – это выражение стремления, а своеобразное кряхтение – усилие в связи с достижением желаемого, «гуление» – выражение удовольствия от достигнутого.
До первого кризиса взрослый является источником удовлетворения всех желаний ребенка, а в период кризиса взрослый становится впервые между ребенком и объектом его желаний. Это провоцирует разрыв прежней социальной ситуации развития, ситуации полной слитности. Ребенок начинает отделять себя от взрослого. Ребенок превращается в субъект собственных желаний. Кризис заставляет взрослых трансформировать свои отношения с ребенком, расширяя поле его безопасного действования, насыщая его предметную среду и свои взаимодействия с ребенком. Все это значительно меняет социальную ситуацию развития и создает условия для формирования деятельности предметно-орудийного характера.