Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История психологии

Предмет психологии и его трансформация

Определение 1

Психология изучает возникновение, а также развитие психики человека и животных. Первые проявления психологической науки появились еще две тысячи лет назад.

Основоположником был Аристотель со своим «Трактатом о душе». Но тогда психология не являлась отдельной наукой, а была только одним из разделов философии.

В качестве самостоятельной науки психология сформировалась во второй половине $XIX$ века. Это был длинный путь развития,становления психологии как науки.

Аристотель в своем «Трактате о душе» описывал психологию как науку о душе.

В $XVII$ веке активно начали развиваться естественные науки. И определилось новое направление психологического изучения – сознание человека. В это время развитие получает метод интериоризации, при котором человек сам наблюдает за своим поведением и пытается описывать значимые моменты.

В начале $XX$ века появляется бихевиористская психология Уотсона. Он рассматривал поведение человека и его реакции на внешние стимулы.

В современной психологии предметом изучения служат общие закономерности психики человека, животных. Современная психология начала изучение психического внутреннего мира человека, осознаваемого и неосознаваемого индивидом.

Замечание 1

Таким образом, предмет психологии менялся на протяжении ее изучения. От начального предмета - «душа» ученые пришли к предмету - «психика». Это происходило на фоне зарождения и развития разных психологических направлений, в частности: бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа, аналитической психологии и других.

Античная психология

Античная психология формировалась в период с $XVI$ века до н. э. по $IV$ век н. э. Это период становления, расцвета и упадка греко-римского государства. Греческие мыслители опровергли мифологическую природу мира. Взгляд на окружающий мир меняется на научно-рационалистический. При этом основным понятием которое отражает психические явления остается «душа». В этот период появляются первые философские трактаты, в которых авторы берут за основу мироздания различные виды материи: Анак-симандр -неопределенное бесконечное вещество «алейрон», Фалес -воду, Анаксимен -воздух, Гераклит - огонь.

«История психологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В $V$ веке до н. э. Афины были центром активной работы философской мысли. Появились учителя мудрости – софисты. Они умели эффективно воздействовать на людей не принуждением извне, а посредством психологического влияния на их чувства.

Огромные успехи того времени в философии связаны с работами Демокрита и Абдера, которые создали атомистическую теорию. Платон и Аристотель, создали труды, оказывавшие на протяжении нескольких веков глубокое влияние на философские и психологические мысли человечества. Древний Рим подарил миру крупнейших мыслителей - Лукреция и Галена. Позднее, в Римской империи широкое распространение получили противоположные материализму взгляды Платона.

Трансформация в понимании окружающего мира и человека в частности, произошедшие в $VI$ веке до н. э., стали решающими в истории представлений о психической деятельности. Они были странными, с точки зрения современного понимания психики. Анимизм по Пифагору представлял собой веру в сонм духов (душ), скрытых и покидающих человеческое тело со смертью. Они были бессмертны и имели возможность странствовать и переселяться в тела других организмов. На смену анимизму пришел гилозоизм. Природа, согласно учению гилозоиста Гераклита являлось одним целым, наделенным жизнью. Он считал душу частью общей закономерности всего природного бытия, которая развивается по закону - логосу, так же как космос, единый для всего сущего. Демокрит считал, что мир состоит из атомов, в том числе человек и окружающая природа, тело и душу образуют атомы. По мнению Демокрита душа может находиться в голове - это часть разумная; в груди - это часть мужественная; в печени – это часть вожделеющая и в органах чувств. Гиппократ выдвинул гипотезу о четырех темпераментах:

  • сангвинический тип, с преобладанием крови;
  • флегматический тип - слизь;
  • холерический тип - желтая желчь;
  • меланхолический тип - черная желчь.

Алкмеон считал, что мозг – орган души. С ним согласился Гиппократ и признал мозг, органом психики. Аристотель объединял телесное и духовное в нераздельное целое. Душа, по его мнению являлась способом организации живого тела.

Арабская психология

Расцвет арабской психологии пришелся на $VIII-ХII$ века. В это время на востоке труды античных мыслителей были переведены на арабский язык и распространены. Арабские ученые дополняли достижения своих древних предшественников. Среди них выделялся среднеазиатский врач Авиценна. Медицинская психология знаменитого Авиценны представляет и сегодня особый интерес. Он проводил изучение связей между психологическими особенностями и физическим развитием человеческого организма в разном возрасте и считал очень важным фактор воспитания. Его физиологическая психология делала предположения о возможности управления процессами, которые происходят в организме, путем воздействия на аффективную жизнь, зависящей от влияния других людей. Учение Ибн Рушда о человеке и душе оказало огромное влияние на западноевропейскую философскую и психологическую культуру и мысли. Ибн Рушд считал, что душа индивида не бессмертна, а душа и разум – это не единое целое.

Психология средневековья и эпохи Возрождения

В средневековой Европе одним из центральных положений являлась схоластика, которая сводилась к рациональной трактовке христианского вероучения.В это время появляются труды Фомы Аквинского. Его учение получило название томизма. Он описал душевную жизнь человека и расположил ее формы от низших к высшим, в виде лестницы. Против томистов выступали номиналисты, в частности Уильям Оккам.

Переход к эпохе Возрождения начался в период изменения на буржуазную феодальной культуры. Достижения древности в этот период осмысливались по-новому. Философской вершиной таких достижений явилось учение Аристотеля. Одним из великих идеологов этой эпохи был Леонардо да Винчи. Он проводил различные анатомо-физиологические исследования, направленные на определение структуры четырех человеческих состояний: распри, радости, плача и физического усилия. Его знаменитый трактат «О живописи» содержит предположения, которые не смогли опровергнуть современные психофизиологи.

Замечание 2

К известным открытиям $XVII$ в. относится открытие рефлекторной природы поведения. Сокрушительный удар по биологии средневековья нанесло открытие Гарвеем механизма кровообращения. Еще один прорыв произвело открытие Декартом рефлекторной природы поведения.

Физика Ньютона и физиология Геллера обусловили естественнонаучный облик $XVIII$ века. Психофизическая проблема в этот период становится психофизиологической и фактически ограничивается связью психических и нервных процессов.

В начале $XIX$ века стали складываться новые подходы к психике. Теперь уже не столько механика, сколько физиология способствовала развитию психологического знания.

Ко второй половине $XIX$ века расширяются знания об общих элементах в структуре рефлекторных и произвольных движений, являющихся результатом психической деятельности головного мозга, противопоставлявшихся рефлекторным.

С середины $XIX$ века преобладает материалистическое осознание природы психических явлений. Под воздействием трудов Дарвина о генезисе животных, растительных организмов и человека сформировалось биологическое представление о природе человеческого сознания. Представителями материалистических взглядов были: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев.

Дата последнего обновления статьи: 27.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot