Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История юридической психологии в России

Определение 1

Историю развития юридической принято условно делить на три этапа:

  1. зарождение и становление (18 век — 1-я половина 19 века),
  2. первоначальное оформление как науки (конец 19 века — начало 20 века),
  3. юридическая психология 20 века.

Становление юридической психологии

Первым автором, который занимался рассмотрением ряда судебно-психологических аспектов в контексте концепции гуманизма, был Щербатов М. М. (1733 — 1790 гг.). В своих работах он требовал разработки законов с учетом индивидуальных особенностей личности человека. Он же первый поднял вопрос, касающийся условно-досрочного освобождения от наказания, положительно оценивая фактор труда в перевоспитании преступников.

В процессе возникновения юридической психологии важную роль играютпредставляют и труды Посошкова И. Т. (1652 — 1726 гг.). Он определял психологические рекомендации в отношении допроса обвиняемого и свидетелей, провел классификацию преступников, а также затрагивал и некоторые другие вопросы.

Замечание 1

Распространение концепции исправления и перевоспитания преступника предопределило потребность обратиться к психологии для ее научного обоснования. Над этим в нашем государстве плотно трудились Елпатьевский В. К., Лодий П. Д., Гордиенко Л. С., Штельцер Х. и др.

Тем не менее, сама психология того времени носила метафизический (умозрительный) характер. Она не могла даже в объединении с уголовным правом начать разработку достаточно обоснованных критериев и методов исследования человеческой личности.

Интерес представляют также психологические вопросы оценки свидетельских показаний. Их разработал выдающийся французский ученый-математик Пьер Симон Лаплас. В своем труде «Опыты философии теории вероятностей», который был издан во Франции в 1814 году, автор совершил попытку определить материалистическую интерпретацию проблемы надежности судебных решений, полагая, что вероятность соответствия показания действительности включает:

«История юридической психологии в России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Вероятность самого события, о котором ведет повествование свидетель;
  2. Наличие четырех вероятных вариантов показаний допрашиваемого человека (свидетель не ошибается и не лжет, не лжет, но ошибается, лжет, но не ошибается, лжет и ошибается).

Подобная схема интересует науку в качестве первой попытки сформировать научную методику для оценки свидетельских показаний. При этом исследование вопросов судебной психологии долго не шло дальше этих первых попыток.

Во второй половине 19 века не только успех в развитии естественных наук, но и увеличение количества преступлений во всех ведущих капиталистических государствах дает толчок последующему расширению судебно-психологических исследований.

Оформление юридической психологии как науки

На втором этапе своего развития (конец 19 — начало 20 века) становление юридической психологии связано с интенсивным развитием психологии, психиатрии и нескольких юридических дисциплин (в первую очередь, уголовное право)

Развитие этих направлений приводит к необходимости оформления юридической психологии в качестве самостоятельной научной дисциплины. Уже в 1899 году П. И. Ковалевский ставит вопрос о разделении психопатологии и правовой психологии. Многие ученые предлагают тогда же ввести эти науки в курс юридического образования.

На втором этапе развития были сформированы 2 школы: антропологическая и социологическая школа уголовного права. В это же время между ними развернулась борьба. Родоначальник антропологической школы (Ч. Ломброзо) создает теорию «врожденного преступника», который не может быть исправлен в силу своих природных особенностей.

Представители социологической школы используют концепцию утопического социализма и придают решающее значение в объяснении причин преступности социальным факторам. Многие идеи этого направления несут в себе прогрессивные элементы для своего времени.

В начале 20 века в рамках юридической психологии начинают использовать экспериментальные методы исследования. Так, в 1900 году психолог Альфред Бинэ из Франции публикует труд под названием «Внушаемость». В нем вопросам влияния внушения на детские показания посвящается отдельная глава, где автор сделал интересные выводы (ответы на вопросы всегда с ошибками, для правильной оценки показаний в протоколах суда необходимо более подробно излагать вопросы и ответы на них).

В начале 20 века эксперименты в области определения степени достоверности свидетельских показаний производились немецким психологом Вильям Штерном. Он полагал, что показания свидетелей принципиально недостоверны, порочны. Эту позицию исследователь подтверждал положением: «забывание есть правило, а воспоминание — исключение».

Современный этап развития

Для 20 века характерна социологизация криминологического знания. Причины преступного поведения в качестве социального явления исследуются социологами Ж. Кетле, Э. Дюркгеймом, П. Дюпоти, М. Вебером, Л. Леви-Брюлем и др.

Они использовали метод социальной статистики, преодолев антропологический подход в процессе объяснения природы преступного поведения и отразив тем самым зависимость отклоняющегося поведения от социальных условий. Для своего времени данные труды считаются прогрессивным явлением.

Важным событием в юридической психологии и исследовании преступного поведения стало то, что в рамках международной конференции, проведенной во Франции в 1972 году, исследователями разных государств было высказано единодушное мнение, что зависимость между генными нарушениями и преступностью нельзя подтвердить статистически. Таким образом, концепция хромосомных аномалий, как когда-то и антропологическая теория преступности, при более тщательном исследовании не нашла своего подтверждения. По этой причине ее подвергли серьезной и обоснованной критике.

В этот же период психологи стали уделять внимание объяснению природы такого свойства, как агрессивность, считая ее первопричиной насильственных преступлений. Поведение, цель которого представлена нанесением вреда некоторому объекту или человеку, возникает, по мнению психологов, в результате того, что по разным основаниям не реализуются отдельные неосознаваемые врожденные влечения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot