Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История развития психологии

Психология как наука о душе

Периодизация развития психологии сформирована относительно взглядов на предмет самой психологии. Так выделяют следующие периоды:

  1. психология как наука о душе (до 17 века): от поздней античности до эпохи Нового времени
  2. психология как наука о сознании (с начала 17 до начала 20 века)
  3. психология как наука о поведении (с начала 20 века до наших дней)

Донаучный период берет свое начало в 7-6 века до н.э. На данном этапе душа понималась как нематериальный двойник тела и трактовалась через концепции мифов и легенд, в рамках религиозных верований, в которых она обладала автономной и побуждающей силой. Именно это свойство легло в основу дальнейших размышлений относительно природы души.

Исследуя вопрос о побуждающей и автономной силе души, первые философы стали размышлять о том, как она приводит в действие индивида, как им руководит. Ответы на этот вопрос представлены в диаде материализма и идеализма.

Сторонники материализма, считали, что душа - это часть материи, соответственно надо найти только ее первооснову. В поисках первоосновы и стали развиваться концепции стихийного материализма. Их создатели: Фалес (основа мироздания-вода, а психика это одно из состояний воды), Анаксимен (первооснова всего мироздания-воздух, душа тоже воздушной природы), Гераклит (основа всего сущего - огонь, душа тоже огонь, особое состояние огня-психея).

Однако позже Анаксимандр стал писать о том, что материальный объект не может быть источником мироздания и соответственно души, а значит природа души физическая (апейрон). Демокрит и Левкипп развили идею атомизма, в рамках которой все окружающее состоит из мелких частиц (атомов), и душа тоже. Гераклит развил эту мысль до того, что определил движущей силой всего - Логос, законам которого все подчиняется и из всего проистекает. Так стала развиваться концепция детерминизма.

Критикой детерминизма стали идеи Сократа и Платона, которые были сторонниками идеализма. По их мнению, детерминизм и всеобщая обусловленность жизни лишают человека свободы воли и выбора, а также принципов нравственного поведения. А душа - это прежде всего источник разума и нравственности, природу которых не объяснить материальными принципами. Аристотель также развивал свои идеи в духе идеализма, однако он сделал акцент на том, что хоть душа и не имеет вещественной природы, но она не может быть и в отрыве от материи (как у Платона), она является функцией живого, позволяющей ему реализовать себя.

«История развития психологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Психология как наука о сознании

В период средних веков (от 4 до 17 века) психология вновь претерпевает серьезные изменения. Философия, естественные науки отходят на второй план, и сознание людей становится очень религиозным и догматическим: преобладают христианские учения, единобожие. В данный период развивается такое направление как схоластика - рациональное обоснование религиозных догматов.

Приоритет церкви становится непререкаемым, а душа человека трактуется исключительно в рамках религиозных верований. Душа трактуется в рамках теологии как это посредник между материальным миром и Творцом. Она не инструмент отражения окружающего мира, это сугубо духовное явление.

Позднее в 13-15 веке начинается активная борьба с религиозным догматизмом, открывая собой эпоху Возрождения. Для данного периода характерна гуманизация науки и всех отраслей знания: человек возвращается в систему координат. В творчестве развивались идеи о способности человека к саморазвитию, самосовершенствованию (Ф. Петрарка, Д. Алигьери). Художники и скульпторы отражали в своих произведениях реальных людей с их реальными переживаниями и страстями. Повышается интерес к естественному исследованию человека (Л. да Винчи)

К 17 веку в психологии оформляются два основных течения: рационализм и эмпиризм. Сторонники рационализма (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) считали, что в основе бытия лежит разум. Р. Декарт выдвигает идею дуализма, разделяя все бытие на две субстанции: материальные (вещи) и духовные (идеи). Такой дуализм породил в психологии психофизическую проблему: как связаны тело (материальная субстанция) и душа (духовная субстанция). Р. Декарт предложил механистическую (детерминистскую) концепцию для ее объяснения, положив начало таким образом идее центрального рефлекса: тело действует механически, а душа, находящаяся в головном мозгу, управляет им. Таким образом, душа трансформировалась в понятие сознания. Так психология стала развиваться дальше как наука о сознании.

Б. Спиноза предложил не разделять душу и тело, а объяснить духовное начало одним из проявлений материального, таким образом, зародив идею о том, что психическое можно наблюдать так же, как и материальное.

Так стала развиваться эмпирическая психология (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм), в основе которой лежала идея о наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении закономерностей между ними. Дж. Локк вводит понятие двух уровней деятельности сознания: восприятия, мысли и рефлексии (наблюдение и созерцание этих мыслей). Так зародилась идея интроспекции, которая оформляется окончательно как метод изучения сознания в Лейпциге в лаборатории В. Вундта. Это было начало экспериментальной психологии как самостоятельной науки. Сознание расчленили на самостоятельные элементы: ощущения, образы, чувства. а психология понималась как наука об элементах сознания. Однако данная идея не дала результатов и оказалась весьма сомнительной, что повлияло на формирование направления функционализма в психологии.

Ярким представителем функционализма является У. Джеймс, основная идея которого состояла в том, чтобы изучать функции сознания и их роль в адаптации человека к окружающей среде. Он полагал, что психология - это наука о функциях сознания. У. Джеймс также выделил два типа процессов сознания: произвольные и непроизвольные. Данный подход является переходным мостиком к бихевиоральным концепциям.

Психология как наука о поведении

В начале 20 века в Америке зародилось течение бихевиоризм, которое своей основной целью считало изучение объективных проявлений человека – его поведения, для чего нужны объективные способы его регистрации фиксации и обработки.

В самом бихевиоризме было несколько течений: классический бихевиоризм (Дж. Уотсон), в рамках которого поведение понимается как расширение репертуара условных рефлексов; необихевиоризм (Э. Толмен, Б. Скиннер), в рамках которого понятие "поведение" вышло за пределы схемы стимул-реакция и стало определяться некоторыми внутренними параметрами, социальное научение (А. Бандура), в рамках которого поведение трактуется как результат научения.

Необихевиоризм стал переходом к когнитивной психологии (У. Найссер), в рамках которой ведущая роль в формировании поведения отводилась когнитивным параметрам человека (память субъекта, способы обработки информации, усвоения и т.д.).

Поведенческая психология развивалась в том числе и через такое направление как гештальтпсихология (Т. Вертгеймер, В. Келлер, К. Левин, К. Коффка), в рамках которой поведение человека трактовалось как проявление процессов в целостной системе человека. То есть поведение - это лишь часть того целого, что происходит внутри. В том числе, гештальтисты определили понятие "психического образа", который опроверг бихевиоральную идею о том, что человек развивается путем проб и ошибок. С позиции гештальта, у него есть некий целостный психический образ внутри, сообразно которому реализуются действия и поведение.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot