Категория «метод» в системе смежных понятий
Синтетический метод – это процесс познания, идущий от абстрактного к конкретно-логическому, от многообразного к единому, от простого к сложному.
Вообще метод – это способ достижения результатов в познании предмета и объекта изучения.
Концептуальная позиция исследователя, определение предмета и метода ему соответствующего, всегда связаны. Таким образом, метод рассматривается как практическая реализация концептуальных принципов.
В своей совокупности концептуальные принципы представляют собой методологическую базу исследования. Методология, конкретизирующаяся в методах, понимается как «система принципов научного исследования», да и сами методы конкретизируются в различных вариантах операций, правил сбора и анализа данных об изучаемом предмете и объекте.
Понятие «метод» и «методика» в психологической практике обычно употребляются как синонимы, однако в последнее время их противопоставляют.
Конкретизацию методов в методиках с устоявшимся делением методов по степени общности на всеобщие, общие, частные, не смешивают.
Всеобщие методы относятся к познавательным приемам, их можно использовать в любой области знаний, потому что они дают возможность наиболее вскрыть закономерности и свойства изучаемых предметов или объектов.
Среди них, например, метод научного анализа и синтеза, моделирование, диалектический и базисный методы, метод моделирования.
Общие методы применяются многими, но не всеми науками – это эксперимент, математические методы, наблюдение.
Частные – это конкретно-научные или специальные методы, которые применяются в отдельных областях знания – психофизические методы, социометрия, интроспекция и др.
Метод, как категория, связан со множеством понятий, которые раскрывают содержание познавательного процесса.
Ближайшие к методу понятия – «методология» и «методика». Методология отражает стратегический уровень научного познания, а методика – оперативный уровень. Метод относится к промежуточному, тактическому уровню познания в этой системе.
По степени общности методология может представляться как всеобщее понятие, общенаучное и частное, а это уже сфера интересов какой-либо конкретной науки, например, методология химии, биологии, географии, физики и др.
Что касается психологии, то это методология социальной психологии, методология психофизиологии, что дает возможность считать экспериментальную психологию методологической наукой.
Таким образом, по отношению к методу понятие методология более общее и широкое – метод является конкретизацией методологии, потому что в методе зафиксирован возможный круг объектов и предметов исследования.
Синтетические методы
Суть синтеза как метода познания состоит в том, что расчлененные в ходе анализа составные части изучаемого предмета или явления, свойства и отношения, мысленно соединяются в систему или класс систем, т.е. в единое целое.
Синтезировать – это значит раскрыть роль и место каждого элемента в системе. Основой синтетических методов, возникающих естественно, являются объективные их взаимосвязи через синтез элементов отдельных методов. Цель этого – получить наибольший эффект при исследовании данной области.
Возможность говорить о возникновении новых методов исследования, появляется тогда, когда в течение определенного времени, многочисленные эксперименты приводят к желаемому результату. Например, клинический метод – это вариант синтеза естественного эксперимента и целенаправленного опроса.
В понятии «клинический метод» можно выделить три значения:
- Во-первых – это система методов, которые ориентируются на патопсихологическую проблематику;
- Во-вторых – это метод, направленный на целостное изучение отдельной личности. Отличается от комплексного диагностического исследования применением не стандартизированных измерительных процедур, а экспериментальных проб, отсутствуют признаки психологической измерительной техники – это ограничение во времени, строгая оценка успешности и др. Большое внимание уделяется качественному анализу способов действия и ошибок испытуемого, используется совместная деятельность исследователя и испытуемого, что необходимо для диагностической информации об испытуемом. При выполнении заданий важно фиксировать поведение испытуемого;
- В - третьих, по мнению Ж. Пиаже, клинический метод – это научный эксперимент в естественных жизненных условиях, который непосредственно включается в контекст взаимодействия ребенка и взрослого. Важная роль здесь принадлежит диалогу между исследователем и испытуемым. Сходство клинического исследования с целенаправленным опросом состоит в том, что оно организуется в соответствии с той целью, которую поставил экспериментатор.
Среди синтетических методов известен «архивный метод», суть которого заключается в том, что исследователь анализирует дневниковые записи, архивные материалы, учебной и творческой деятельности испытуемого.
Термин «архивный метод» применяется в американской научной литературе, а отечественные психологи используют другой термин – «анализ продуктов деятельности».
Данный метод имеет широкое применение в антропопсихологии, исторической психологии, в психологии творчества для которой он является основным. Исходя из целей и приемов реализации, архивный метод имеет свои разновидности.
Кроме архивного метода довольно распространен биографический метод, с помощью которого можно изучить особенности жизненного пути отдельной личности.
К разновидностям архивного метода относится техника контент-анализа – это наиболее разработанный метод анализа документов.
Способ систематизации и обработка данных позволяют отнести его к разновидностям психологического измерения. Это же самое относится и к проективному методу, предоставляющему для клинических психологов важный материал.
Метод контент-анализа
Метод контент-анализа характеризуется систематичностью и строгостью и является формализованным методом изучения графической и тестовой информации. Изучаемая информация при этом переводится в количественные показатели и статистически обрабатывается.
Объектами этого метода являются печатные издания, рекламные сообщения, теле - и радио передачи, публичные выступления, материалы анкет.
Процедуры этого метода разработали американские социологи Г. Лассуэлл и Б. Берельсон.
Процедурами при анализе текста, выявляющими стандартные единицы, являются:
- определение смысловых единиц анализа, которыми могут быть – понятия, термины, символы, части текста, статьи, фамилии людей, события, факт;
- выделение единиц счета, которыми могут быть площадь текста, пространственная протяженность текста, число строк, колонок, абзацев, метраж пленки, длительность трансляции и др.;
- процедура подсчета имеет сходство в общем виде со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам.
Контент-анализ в психологии, социологии и в ряде других наук, применяется как вспомогательное средство при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений.
Данные контент-анализа обрабатываются несколькими способами, простейшим из которых является регистрация частоты появления в тексте тех или иных единиц.
Безусловным достоинством контент-анализа является отсутствие эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых. Метод рекомендуется использовать для анализа исторических документов.