Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Синтетические методы в психологии

Категория «метод» в системе смежных понятий

Определение 1

Синтетический метод – это процесс познания, идущий от абстрактного к конкретно-логическому, от многообразного к единому, от простого к сложному.

Вообще метод – это способ достижения результатов в познании предмета и объекта изучения.

Концептуальная позиция исследователя, определение предмета и метода ему соответствующего, всегда связаны. Таким образом, метод рассматривается как практическая реализация концептуальных принципов.

В своей совокупности концептуальные принципы представляют собой методологическую базу исследования. Методология, конкретизирующаяся в методах, понимается как «система принципов научного исследования», да и сами методы конкретизируются в различных вариантах операций, правил сбора и анализа данных об изучаемом предмете и объекте.

Понятие «метод» и «методика» в психологической практике обычно употребляются как синонимы, однако в последнее время их противопоставляют.

Конкретизацию методов в методиках с устоявшимся делением методов по степени общности на всеобщие, общие, частные, не смешивают.

Всеобщие методы относятся к познавательным приемам, их можно использовать в любой области знаний, потому что они дают возможность наиболее вскрыть закономерности и свойства изучаемых предметов или объектов.

Среди них, например, метод научного анализа и синтеза, моделирование, диалектический и базисный методы, метод моделирования.

Общие методы применяются многими, но не всеми науками – это эксперимент, математические методы, наблюдение.

Частные – это конкретно-научные или специальные методы, которые применяются в отдельных областях знания – психофизические методы, социометрия, интроспекция и др.

Метод, как категория, связан со множеством понятий, которые раскрывают содержание познавательного процесса.

Замечание 1

Ближайшие к методу понятия – «методология» и «методика». Методология отражает стратегический уровень научного познания, а методика – оперативный уровень. Метод относится к промежуточному, тактическому уровню познания в этой системе.

«Синтетические методы в психологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

По степени общности методология может представляться как всеобщее понятие, общенаучное и частное, а это уже сфера интересов какой-либо конкретной науки, например, методология химии, биологии, географии, физики и др.

Что касается психологии, то это методология социальной психологии, методология психофизиологии, что дает возможность считать экспериментальную психологию методологической наукой.

Таким образом, по отношению к методу понятие методология более общее и широкое – метод является конкретизацией методологии, потому что в методе зафиксирован возможный круг объектов и предметов исследования.

Синтетические методы

Замечание 2

Суть синтеза как метода познания состоит в том, что расчлененные в ходе анализа составные части изучаемого предмета или явления, свойства и отношения, мысленно соединяются в систему или класс систем, т.е. в единое целое.

Синтезировать – это значит раскрыть роль и место каждого элемента в системе. Основой синтетических методов, возникающих естественно, являются объективные их взаимосвязи через синтез элементов отдельных методов. Цель этого – получить наибольший эффект при исследовании данной области.

Возможность говорить о возникновении новых методов исследования, появляется тогда, когда в течение определенного времени, многочисленные эксперименты приводят к желаемому результату. Например, клинический метод – это вариант синтеза естественного эксперимента и целенаправленного опроса.

В понятии «клинический метод» можно выделить три значения:

  • Во-первых – это система методов, которые ориентируются на патопсихологическую проблематику;
  • Во-вторых – это метод, направленный на целостное изучение отдельной личности. Отличается от комплексного диагностического исследования применением не стандартизированных измерительных процедур, а экспериментальных проб, отсутствуют признаки психологической измерительной техники – это ограничение во времени, строгая оценка успешности и др. Большое внимание уделяется качественному анализу способов действия и ошибок испытуемого, используется совместная деятельность исследователя и испытуемого, что необходимо для диагностической информации об испытуемом. При выполнении заданий важно фиксировать поведение испытуемого;
  • В - третьих, по мнению Ж. Пиаже, клинический метод – это научный эксперимент в естественных жизненных условиях, который непосредственно включается в контекст взаимодействия ребенка и взрослого. Важная роль здесь принадлежит диалогу между исследователем и испытуемым. Сходство клинического исследования с целенаправленным опросом состоит в том, что оно организуется в соответствии с той целью, которую поставил экспериментатор.

Среди синтетических методов известен «архивный метод», суть которого заключается в том, что исследователь анализирует дневниковые записи, архивные материалы, учебной и творческой деятельности испытуемого.

Замечание 3

Термин «архивный метод» применяется в американской научной литературе, а отечественные психологи используют другой термин – «анализ продуктов деятельности».

Данный метод имеет широкое применение в антропопсихологии, исторической психологии, в психологии творчества для которой он является основным. Исходя из целей и приемов реализации, архивный метод имеет свои разновидности.

Кроме архивного метода довольно распространен биографический метод, с помощью которого можно изучить особенности жизненного пути отдельной личности.

К разновидностям архивного метода относится техника контент-анализа – это наиболее разработанный метод анализа документов.

Способ систематизации и обработка данных позволяют отнести его к разновидностям психологического измерения. Это же самое относится и к проективному методу, предоставляющему для клинических психологов важный материал.

Метод контент-анализа

Метод контент-анализа характеризуется систематичностью и строгостью и является формализованным методом изучения графической и тестовой информации. Изучаемая информация при этом переводится в количественные показатели и статистически обрабатывается.

Объектами этого метода являются печатные издания, рекламные сообщения, теле - и радио передачи, публичные выступления, материалы анкет.

Процедуры этого метода разработали американские социологи Г. Лассуэлл и Б. Берельсон.

Процедурами при анализе текста, выявляющими стандартные единицы, являются:

  • определение смысловых единиц анализа, которыми могут быть – понятия, термины, символы, части текста, статьи, фамилии людей, события, факт;
  • выделение единиц счета, которыми могут быть площадь текста, пространственная протяженность текста, число строк, колонок, абзацев, метраж пленки, длительность трансляции и др.;
  • процедура подсчета имеет сходство в общем виде со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам.

Контент-анализ в психологии, социологии и в ряде других наук, применяется как вспомогательное средство при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений.

Данные контент-анализа обрабатываются несколькими способами, простейшим из которых является регистрация частоты появления в тексте тех или иных единиц.

Безусловным достоинством контент-анализа является отсутствие эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых. Метод рекомендуется использовать для анализа исторических документов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot